Пётр второй - стр. 106
Но поначалу Петру Васильевичу, как имевшему двоих сыновей – учеников школ, предложили временно разместиться в Калуге, предложив на выбор помещение одной из местных церковноприходских школ: Космодемьянской, Спасозаверхской, Георгиевской или при монастыре Святого Лаврентия.
Прибывшим позже предлагали уже Тихонову и Оптину пустынь, Сергиев скит, помещение общины «Отрада и утешение» и некоторые церковно приходские школы в части уездах губернии.
Для этих же целей предлагались также церковные дома сельских священников, и даже церковные сторожки.
Посовещавшись с семьёй, Пётр Васильевич Кочет для временного поселения выбрал такую школу в Мещовском уезде.
– «Ну, што, сынки! Куды паедзем?» – для начала спросил он свою семью.
– «Я – в лесную деревню!» – первым высказался старший Борис.
– «А я хочу остаться в Калуге!» – в противовес ему и чуть обиженно возразил младший Петя.
– «А я предлагаю выбрать богатую землёй деревню!» – в корне не согласилась с ним мачеха Гликерия Сидоровна.
– «Ну, тады мы паедзем … у Мещовский павет!» – подытожил отец.
Такие метания в выборе возможного места поселения были характерны лишь для первой поры расселения беженцев. Ибо, это было в то время, когда гражданские власти до беженского вопроса ещё не дозрели.
Только 30 августа 1915 года было принято Постановление «Об обеспечении нужд беженцев». По нему руководство беженскими делами возлагалось на органы самоуправления и общественные организации.
Этим законом впервые официально определялся статус беженца.
Ведь среди тех, кто эвакуировался на восток, были люди разные, и по разным причинам оставившие свои родные места.
Кто-то были лицами, «оставившие местность из-за угрозы неприятеля», или местность, уже занятую врагом; кто-то, «выселенные распоряжением военных или гражданских властей из района военных действий», а кто-то и в результате принудительной политической депортации, как «выходцы из враждебных России государств».
Разные причины выезда делали беженцев и носителями разных правовых возможностей.
Но всех беженцев объединяла потеря имущества, нахождение вне территории своего бывшего постоянного проживания, неопределенность в будущем, необходимость обустройства своей семьи на новом месте с решением вопросов нахождения жилья, трудоустройства, обеспечения питанием и медицинским обслуживанием, установления связи с родными, в том числе с мобилизованными в армию, а также установления отношений с организациями, оказывающими им помощь.
В числе таких организаций оказались не только государственные и общественные, но и естественно церковные.