Петр Великий. Первый полицейместер - стр. 66
И о том о всем, как им поступать, дана инструкция с полным наставлением; а в Двинском уезде; в недлежащих местах, чтоб те раскольники те своих скитов не могли чрез оныя куда пройти, учреждены заставы, на которыя командированы капралы и солдаты; а что по той посылки явится, в Правительствуюший Сенат о том донесено будет, а в Святейший Правительствующий Синод, о том же доношение послано.
Приказали: в Архангелогородскую Губернию послать указ, велели, вышеписанной посланной команде, о взятие одних раскольнических наставников и об отсылки в Архиерейский дом и переписки тех всех раскольников, поступать весьма осмотрительно без разорения и грабежей, також при том и в бой отнюдь не вступать, под опасеникм военнаго суда, а чинить по всем так, как о том прежние о раскольниках указы повелевают; а для чего в копии указам та Губерния такой определение, чтоб по тем раскольщикам той команде стрелять и пожитки забирать, a строение жечь, чинила, и что по посылке команды учинено, о том в Правительствующий Сенат прислать доношение с обстоятельством с первою почтою, и впредь в таких делах поступать той Губернии осмотрительно, дабы не могло произойти каких худых следствий.
А дабы, как в той Архангелогородской, так и в других Епархиях с таковыя раскодыщиками в обращениях по Святей церкви чинено было по правилам Святым, и по Ея Императорскаго Величества указам, о том бы от Святейшаго Синода к Епархиальным Apxиepеям, и куда наддежит, подтверждено было Ея Императорского Величества указами, сообщить в Святейший Синод ведение. (ПСЗРИ. Т 11. 8845)
Фактически население Мезенского уезда вело войну с Архангельской губернией, с потерями для обеих сторон, что никакого смысла для правительства Елизаветы Петровны не имело.
Мезень
Хотя отношение к расколу было по-прежнему негативное. Указом Сената и Синода от 13 мая 1745 было запрещено официально именовать себя староверцами, скитскими общежителями и пустынножителями, а так же подтверждал чтобы они жителей грекороссийского исповедания, не держали беглых, безпаспортных, носили определенную для них отличительную одежду и имели при себе паспорта. Ничего, кроме распространения имени староверов среди населения и укрепления их общин, в итоге указ не вызвал. (ПСЗРИ. Т 12. 9155)