Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта - стр. 26
Ордерный неоренессанс. Доходный дом (Каменноостровский, 65). Арх. В.А. Щуко. Фото начала XX в.
Безордерный неоренессанс. Доходный дом С.Т. Овсянникова. (Фурштатская, 27). Современное фото
Флорентийский неоренессанс. Доходный дом (Фурштатская, 10). Арх. К.К. Кольман. Современное фото
Достаточно редко встречается «флорентийская» разновидность неоренессанса с использованием руста в качестве основного композиционного приема. Доходный дом архитектора А.К. Кольмана (Сергиевская ул., 55), возведенный с его особняком в начале 1860-х годов, оформлен глубокой рустовкой. За солидным фасадом скрывались солидные, в 15–20 комнат, «барские» квартиры. Его брат, архитектор К.К. Кольман, также декорировал рустовкой в стиле флорентийского ренессанса доходный дом, построенный для гр. В.П. Орлова-Давыдова на Фурштатской ул., 10.
Немного позже образцом для стилизаций берется нарядный венецианский ренессанс XVI века, напоминающий барокко по обилию лепнины, скульптур и колонн.
Спустя почти 30 лет появилась новая разновидность неоренессанса – французского с характерными мансардными высокими кровлями и угловыми рустами на фоне кирпичной кладки. Именно так оформил в конце 1890-х годов архитектор Л.Н. Бенуа доходный дом № 27/29 по Моховой ул., а архитекторы А.Ф. Бубырь и Л.А. Ильин в начале ХХ века – доходный дом кирхи Св. Анны на Фурштатской ул., 9.
Русский стиль
Русский стиль получил распространение в архитектуре в царствование императора Александра III – ярого приверженца всего русского. В отделке фасадов использовались декоративные приемы, заимствованные в средневековом московском зодчестве XVI–XVII веков и в русском народном прикладном искусстве: из орнаментов оформления старинных книг и узоров крестьянских вышивок. Кокошники, шатровые кровли, бегунцы, полотенца, арочки, колонки с «дыньками», полихромные поливные изразцы и разного рода лепные детали и петушки украшают фасады.
Русский стиль. Доходный дом Н.Н. Зайцевой (Фурштатская, 20). Современное фото
Считается, что первым доходным домом, в чьей отделке использовали мотивы русского стиля (или, как его называли современники, «петушиного» стиля), был дом Н.Н. Зайцевой на Фурштатской ул., 20, построенный архитектором И.С. Богомоловым в 1875–1876 годах. Чертежи дома опубликовали в журнале «Зодчий», и о нем там говорилось как о «единственном каменном доме, фасад которого скомпонован в русском стиле».
Спустя пять лет почти напротив него (Фурштатская ул., 11) возводится по проекту архитектора Н.Ф. Беккера также в русском стиле огромный, в пять этажей доходный дом для З.М. и А.А. Зайцевых.