Песнопения для паломников, путешествующих по святым местам Палестины и Синая - стр. 1
Грядим Помолитися лицу Господню[1]
Происхождение слова паломник связывают с пальмой и Палестиной. Первоначально так называли только путешествующих в Святую Землю, в Иерусалим, ко Гробу Господню. Позже это наименование распространилось и на посещающих Святую Гору Афон, Константинополь и святые места России.
Паломничество – это не просто путешествие. Это путешествие к святым местам с благочестивой, душеполезной целью, оно отличается, например, от туристической поездки или экскурсии.
В христианском мире паломничество в Святую Землю стало распространяться с IV века, под влиянием примера святой равноапостольной царицы Елены, которая посетила места земной жизни Христа Спасителя и обрела там великую христианскую Святыню – Крест Господень.
Когда Русь приняла христианство, обычай совершать паломничество в Святую Землю уже прочно утвердился в христианском мире. Паломничество понималось нашими благочестивыми предками как одно из телесных деланий, служащих ко спасению души, – вместе с постом, милостыней и др. Подобно этим подвигам, оно должно соединяться со смирением, без которого, по учению святых отцов, ни одно доброе дело не угодно Богу.
Иногда паломничество совершается в покаяние, чтобы этим подвигом, потрудившись ради Бога, очиститься от греха. Часто русские люди предпринимали обетные паломничества – по обету, данному Богу в болезни или скорби житейской.
В дороге паломники обычно поют духовные стихи: длинные, с простой мелодией и умилительными словами:
Какую же душевную пользу получают паломники при посещении святынь? Прежде всего, присутствие на месте, освященном пребыванием Господа или Его святых, способствует размягчению окамененного сердца, помогает вознестись душою от земного к Небесному. То чувство умиления, которое испытывает православный человек при соприкосновении со святыней, сильно отличается от поверхностной сентиментальности – прежде всего тем, что при ней человек забывает себя и смиряется сердцем[2].
В 1968 году под руководством епископа Мефодия Кампанского – возобновителя православных паломничеств на Святую Землю из Русского Зарубежья в 50–60-е годы прошлого столетия – был издан «Сборник песнопений для паломников на святых местах Палестины»; другой сборник такого рода вышел в 1997 году в издательстве «Даниловский благовестник». Однако не только первая, но и вторая книга практически недоступна читателю. Сегодня вместе с возрождающейся благочестивой традицией паломничества появилась необходимость в издании аналогичного сборника.
Настоящая книга включает чтения из Священного Писания, тропари, кондаки и молитвы праздникам и святым, связанные с основными христианскими святынями, посещаемыми паломниками на Святой Земле.
Издание разделено на части, в целом соответствующие маршрутам, которыми обычно следуют паломники. Кроме святых мест Палестины включены и главные святыни Синая. Читателям также предлагаются духовные песни, как правило, исполняемые в пути.
Чтения и молитвы сопровождаются краткими справками о соответствующей святыне. При составлении настоящего сборника использовались следующие источники:
Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. М., 1891;
Епископ Мефодий Кампанский. Святая Земля. Париж, 1961;
Сборник песнопений паломника на святых местах Палестины и Синая. М.: «Даниловский благовестник», 1997;
Диакон Александр Занемонец. Неделя на Святой Земле. Путеводитель паломника. Иерусалим, 2011.
Молитвы перед путешествием
Тропарь, глас 2
Путь и истина сый, Христе, спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, посли сохраняюща, и невредимых к славе Твоей от всякаго зла во всяком благополучии соблюдающа, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.
Кондак, глас 2
Луце и Клеопе во Еммаус спутьшествовавый, Спасе, / сошествуй и ныне рабом Твоим, путьшествовати хотящим, / от всякаго избавляя их злаго обстояния: //вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши хотяй.