Первая китайская Империя - стр. 7
Данная проблема напрямую связана с характером и последствием междоусобных войн в Поднебесной и также в противостоянии наследственной аристократии и крупного землевладения внутри княжеств, потому что отличительной чертой ряда (большинства) философских систем является оценка политического состояния Китая, приоритетов развития и структур иерархии. Непосредственное отношение к этому имеет ситуация в княжестве Чжоу, которое к началу периода «Чжань-го» уже стало номинальным, и единственное, что в нём осталось главным образом, это титул вана («Сына Неба»), которого ни у кого больше не должно было быть. Но именно в этот период появилось, а к концу периода так себя уже именовали все семь «гегемонов».
Иначе говоря, ломался смысл понимания Поднебесной; «Сын Неба» должен быть только один, потому что и Небо одно, никогда до этого в один момент времени не существовало больше одного, а в данной ситуации получается, что что-то не так. Так как Небо поделить между княжествами нельзя, как и нельзя поделить всю Поднебесную, надо изменить понимание «Сына Неба». А это фундаментальное понятие китайцев, начиная с архаических времён. Из-за этого, в частности, философские школы и получают такой толчок: неподчинённость князей чжоускому вану – получение князьями титулов ванов – вопрос о воле Неба.
Кто-то пытается это понять, а кто-то – заработать на этом. Но отличить одних от других очень сложно, так как отличить их можно только в конце их деятельности – оперируют они одними и теми же понятиями и действуют одинаково – и все они «странствующие».
Всего основных школ было семь: «жу-цзя» (конфуцианство), «мо-цзя» (школа моистов), «дао-цзя» (даосизм), «мин-цзя» (школа софистов), «иньян-цзя» (школа учения об инь и ян), янчжуизм (школа Ян Чжу), «фа-цзя» (легизм).