Размер шрифта
-
+

Первая китайская Империя - стр. 3

широкое освоение техники обработки железа (впервые применённое в княжестве Цинь в 531 г. до Р.Х.);

писанное государственное законодательство, вместо обычного права;

освоение северных земель и всеобщее охлаждение климата на территории Китая;

значительный рост населения (особенно северо-восток Хэнани и юг Хэбея)

[3, с.490].

Как следствие этого целый ряд изменений во всех сферах жизни каждого (хоть и в разной степени величины) княжества Китая:

развитие ирригационного земледелия[9, с.404]5;

коренное изменение значения города: «В эпоху Чжань-го город становится генератором духовной и материальной культуры»[9, с.406];

изменение политических тенденций развития княжеств как государственных образований, то есть осуществление политико-административных реформ и централизация государственного управления[3, с.491];

постепенный переход в системе оценки понятия «состояние» (как богатство): «Именно в этот период складывается концепция, признававшая землю единственным источником богатства»[3, с.493];

изменение в подходе к регулированию государством институтов промышленности и торговли: «… принцип вмешательства государства в промышленную и торговую жизнь страны (данное характерно для тех, кто поддерживал узаконение купли-продажи земли – В. Самощев)»[3, с.493];

утверждение нового понимания китайцев как единой этнической общности «хуася» в рамках определённой территории (территории «семи гегемонов»).

Разумеется, это не все пункты данного периода, остальные (например, особое значение зарождающегося чиновничества как системы управления) будут рассмотрены позднее при указании конкретных случаев.


Чуть возвращаясь к историографии, обозначу свою точку зрения относительно начала самого периода «Чжань-го».

Внедрение железа в производство (прежде всего в сельском хозяйстве), на мой взгляд, является важнейшим фактором этого временного промежутка, но никак не его началом. Ведь характер внедрения чего-либо зависит в первую очередь от отношения к этому институтов власти, в первую очередь потому, что в Китае в тот период речь о каких-либо мелких производствах идти не могла. А единственный способ идти вопреки (или, не совсем следуя) желанию власти – это способ разветвлённой независимой друг от друга системы функционирования, возможной в данном случае только благодаря мелким производствам6. Во вторую очередь встаёт вопрос о добыче необходимых ресурсов (то есть железа), которая находилась под контролем либо князей, либо наследственной аристократии (которая в период «Чуньцю» во всех княжествах действовала совместно с князем, следуя старой системе иерархии впоследствии отражённой как модель княжеств Чжоу-Ли, то есть «… модель идеалов сводилась к… …, уважению наследственной аристократии с её кланами и этическими принципами, воспеванию патерналистской формулы государственности…»[1, с.80]). И, наконец, в третью очередь необходимо добытое железо обработать, то есть привлечь к работе ремесленников, а о их положении достаточно сложно, ряд специалистов-историков пишет, что они находились в непосредственной зависимости от князей и аристократии (фактически как и рудники) ещё в период «Чуньцю»: «В период Чуньцю ремесленники находились на положении рабов… … Ими распоряжались правительственные чиновники гун-чжэн и гунши, или гунъинь, ведавшие ремёслами, торговлей и продовольствием»[4, с.39]. В принципе данное положение обосновано ввиду положения городов (о которых речь пойдёт позднее), где ремесленники обитали – обитать в другом месте они фактически не могли, исходя из сущности третьего разделения труда, вследствие которого сырьё для обработки и изготовления орудий труда и оружия находилось в городах.

Страница 3