Переживание и молитва - стр. 7
Статья «Молитва – молчание – психотерапия» поднимает сердцевинную, как пишет автор, для психотерапии и душепопечения проблему страдания. Размышления над ранними работами Л. С. Выготского «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира» и «Траурные строки (День 9 ава)» приводят автора к мысли о возможной стратегии преодоления страдания. Защитные формы совладания, такие как гедонистическое бегство, мазохистическое наслаждение, обывательское утешение, восполняются новой философией страдания, которую Ф. Е. Василюк развивает вслед за Л. С. Выготским. Он нащупывает принцип, который станет опорным для его психотерапевтического метода: чтобы осмыслить страдание в его болезненно переживаемой данности, необходимо выйти в смысловой регистр более высокого порядка. Духовная сублимация скорби является ключевой чертой синергийной психотерапии. По мысли Ф. Е. Василюка, «смысл страдания – не в бегстве от него, но и не внутри его болезненной ткани, он обретается при вознесении страдания, вознесении на крыле молитвы к Богу и в претворении его в Боге» (с. 221).
В концепции Л. С. Выготского встреча с трансцендентным происходит благодаря символу – в статье «Траурные строки» это 9 ава, день скорби еврейского народа. Свои раздумья о собирающей и сублимирующей роли символа он венчает поэтической строчкой:
«Печалью в вышине отмечена звезда моя». Ф. Е. Василюк пишет: «Да, печалью, но – "в вышине", но – "звезда"» (с. 221). Здесь ключ к продуктивному переживанию страдания – суметь взглянуть на него в обратной перспективе, глазами звезды, как в стихотворении Бориса Пастернака: «…с порога на Деву, как гостья, смотрела звезда Рождества». Этот экзистенциальный акт Ф. Е. Василюк связывает с процессом символизации – именования и размыкания индивидуального переживания в сторону коллективного культурного и духовного опыта.
Третья статья, вошедшая в сборник, «Типы духовного совладения», занимает особое место в наследии Ф. Е. Василюка. Она носит прикровенно автобиографический, даже исповедальный характер. Тяжелый недуг стал для Федора Ефимовича как человека, профессионала, христианина подлинно вызовом. Его тексты сейчас читаются по-новому – они оплачены дорогой ценой. Это заставляет вспомнить пример Виктора Франкла, с той же внутренней дисциплиной и честностью описавшего свой опыт узника немецкого концентрационного лагеря и включившего осмысление этого опыта в концепцию логотерапии[11].
Ф. Е. Василюк рассматривает духовное совладание как одну из составляющих целостной работы переживания и предлагает различать два его типа – инструментальный и ценностный. Разговор о типах совладания – это еще один способ «построить вертикаль» относительно простых, неотрефлексированных способов справиться с проблемой, превращая ее в мишень. В инструментальной логике духовная практика, будь то молитва или медитация, расценивается с точки зрения эффективности – хорошо все, что работает: помогает убрать симптом или расширяет возможности адаптации. Ценностный взгляд – совсем иной, он обращен к страданию как к тайне, ведет