Перевал Дятлова - стр. 18
Ничего подобного не было найдено во время поисков. Ни при передвижении по земле, когда поисковики отыскивали лыжню дятловцев и места их привалов, ни с воздуха, когда самолет делал облеты местности в первые дни.
Никаких следов того, что возле места гибели были еще какие-то люди кроме самих дятловцев. Разумеется, если не считать…
Манси
Следы манси. Они были недалеко от тех мест, где нашли палатку и тела дятловцев.
Следы манси в тех местах не редкость – живут они тут, это их земли. Зимой они продолжают пасти оленей, охотиться, ездить друг к другу в гости.
Непосредственно на горе и возле нее следов манси не нашли, но не так уж далеко от горы – были. И тут важно вот еще что: манси ходят не на обычных лыжах, на каких шли туристы, а делают их сами. Лыжи манси шире, чем советские магазинные, – они сделаны не для бега по проторенной лыжне, а для передвижения по глубокому снегу. Шире – чтобы держали на снегу, не проваливаясь. Поэтому и след от этих лыж не такой глубокий, как от обычных. И заносит такой след быстрее. Остатки такой лыжни заметить гораздо труднее. И все это значит, что на склоне горы, где в снегу остались следы ног дятловцев, но не их лыж (а след от восхождения дятловцев к вершине на лыжах должен был быть, просто их лыжню замел ветер, бушующий на голом склоне), – в подобном месте следа от широких лыж манси тем более бы не осталось.
Могли ли манси подняться ночью вслед за туристами на гору, напугать их и заставить выйти из палатки? Если зеки могли бы сделать это под угрозой оружия, то и манси могли бы сделать это ничуть не хуже, – почти каждый мужчина-манси занимается среди прочего и охотой, то есть огнестрельное оружие есть.
Снимается и вопрос с трудностями зимней жизни. Если уж кто и умеет жить в тайге в суровые снежные зимы, так это манси. Это их земля. И их традиции и быт приспособлены именно к таким условиям.
Проясняется и вопрос с вещами дятловцев. Можно объяснить, почему не пропало ничего из вещей – так не ради вещей убивали. А для того, чтобы туристы не осквернили священное место.
Вот только со священным местом трудность. Не нашло следствие, как ни искало, никаких священных мест манси в окрестностях Холат-Сяхыл.
Священные места манси хорошо известны: гора Койп, плато Мань-Пупу-Ньёр.
Гора Койп (Бубен) названа так из-за формы вершины. По легенде манси, это окаменевший бубен злого великана-шамана, который когда-то приходил воевать к легендарным героям-манси. А на плато Мань-Пупу-Ньёр (Малая Гора Идолов) стоят окаменевшие спутники того шамана, тоже великаны: семь останцев высотой 30—40 метров.