Размер шрифта
-
+

Переломный момент. Победная стратегия на практике - стр. 103

У каждого танца свой ритм. Элегантный фокстрот предполагает плавные, контролируемые движения и сдержанность со стороны обоих партнеров. Напротив, танго требует агрессии и страсти. То же самое можно сказать и о командных видах спорта. Любая скорость чем-то обусловлена и предполагает свой набор эмоций.

Допустим, команда обескуражена, подавлена сильным соперником. Например, в Кубке Англии клуб второго дивизиона встречается с лондонским «Арсеналом». Или скромная университетская команда в баскетбольном турнире NCAA сошлась с парнями из Университета Дьюка. Такие команды будут играть медленно и нерешительно. Напротив, уверенный в себе клуб-чемпион станет играть в быстрый пас, действовать решительно. Темп, который он задаст, отражает его веру в то, что победа будет за ним.

На эмоции, а следовательно, и на темп игры влияет и то, сколько времени остается на часах. В начале матча многие команды хотят установить свои порядки. Так, большой центровой может сразу довольно жестко сфолить на звездном защитнике соперника. Тем самым он задает тон оборонительной игры. Или же регбийная команда хочет с самого начала завладеть преимуществом, занести мяч на первых минутах игры и тем самым дать понять, что она будет атаковать весь матч. Если говорить о физиологии, то в начале игры у спортсменов наблюдаются учащенное сердцебиение и ускоренные циклы активности. Спустя 7–12 минут после начала матча активность спадает, устанавливается определенный темп игры.

Я не хочу быть интересным. Я хочу быть лучшим.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Концовка предполагает свои эмоциональные и физические ситуационные вызовы. Допустим, идет футбольный матч, и после 85 минут более сильная команда выигрывает у более слабой 1:0. И более слабая команда мало что может предложить в атаке. Эмоциональное состояние выигрывающей команды не то же самое, что было бы в аналогичной ситуации, но в матче с мадридским «Реалом». Если команда выигрывает у более слабого соперника, ее игроки, вероятно, будут чувствовать себя уверенно и расслабленно. В матче с «Реалом», который может сравнять счет в любую минуту, их охватят напряжение, стресс. И тренерскому штабу нужно готовиться к тому, чтобы менять тактику, делать замены, основываясь на оценке эмоционального состояния игроков.

Если в концовке выпустить на поле быстрого игрока, это может уничтожить усталого соперника. Пример – внезапная волевая победа «Манчестер Юнайтед» над «Баварией» в концовке финального матча Лиги чемпионов в 1999 году. Сэр Алекс Фергюсон тогда выпустил скоростного Уле Гуннара Сульшера, и тот забил победный мяч в компенсированное время. Норвежец нашел брешь в обороне мюнхенцев, когда до конца игрового времени оставались секунды. Если скорость убивает, то скорость в концовке игры особенно убийственна.

Страница 103