Размер шрифта
-
+

«Пчела», или Главы поучительные из Писания, святых отцов и мудрых мужей - стр. 9

17. Не будем же расслаблять свою крепость и разрушать свои силы такими беседами, ибо отсюда происходит невыразимое и великое зло для душ наших. А что [сказать], если мы даже не чувствуем этого, опьяняемые пристрастием? Это ужаснее всего, что мы даже и не сознаем, как мы расслабеваем и делаемся мягче всякого воска. Как тот, кто, поймав льва, взирающего гордо и грозно, отрежет у него гриву, вырвет зубы, острижет ногти и сделает [таким образом] презренным, смешным и даже для детей преодолимым того, кто был страшен и непреодолим и потрясал все одним рычанием, – так точно и эти женщины всех, кого привлекут к себе, делают удобоуловимыми для диавола, изнеженными, раздражительными, безрассудными, гневливыми, дерзкими, непристойными, низкими, неблагородными, бесчеловечными, раболепными, подлыми, наглыми, болтливыми и вообще все женские дурные нравы передают и внедряют в их души. Невозможно, чтобы живущий с женщинами так пристрастно и занимающийся беседами с ними не был каким-нибудь сплетником и болтуном и легкомысленным. Станет ли он говорить о чем-нибудь, он говорит все о пряжах и тканях, так как язык его заражен свойством женских речей; станет ли делать что-нибудь, делает с великим раболепством, так как он далеко уклонился от свойственной христианам свободы и сделался неспособным ни к какому великому делу.

18. Свт. Григорий Нисский: Господь не тех посему ублажает, которые живут вне действия на них страстей (в жизни вещественной невозможно всецело преуспеть в житии невещественном и бесстрастном)… но не предающихся вдруг страстным движениям души, сдерживаемых разумом.

19. Во всяком пороке кроется некая приманка наслаждением, с помощью которой удобно сластолюбивые души увлекаются на крючок погибели.

20. Климент Александрийский: Растление для девиц есть не только блудодеяние, но и выдача замуж раньше времени, то есть когда, как сказано, она преждевременно выдается за мужчину или сама, или родителями.

21. Из отцов: От четырех вещей происходит блудодеяние: от того, чтобы есть и пить вдоволь, от насыщения сном, от праздности, забав и празднословия и от украшения в одежде.

22. Преп. Иоанн Лествичник: Кто служит своему чреву, а вместе с тем желает победить духа блуда, тот подобен гасящему пожар маслом.

23. Преп. Нил: Отступи от живущего с тобой евнуха Смарагда, ибо хотя и кажется тебе, что внизу близнецы >3 отсечены, но наверху на лице тоже есть некие близнецы – глаза, страстно взирающие и невольно сообщающие свои лукавые свидетельства.

24. Свт. Кирилл Александрийский: Подобно дыму или словно некие испарения поднимаются в нас желания врожденных наслаждений. Но тот, кто целомудрен и мужествен, наказывает эти движения и далее простираться им не позволяет, и страсть легко побеждается, пока еще слаба. А тот, кто ленив и беззаботен, принимает в себя начала наслаждений как тонкие помышления и, позволив вырваться им на простор, труднейшим находит противостояние им. Ибо, прежде уловленный и побежденный, [он] уже не является господином своих желаний, но подчиняется, словно некоему варвару, победившему его.

Страница 9