«Пчела», или Главы поучительные из Писания, святых отцов и мудрых мужей - стр. 30
45. Агафон: Начальствующий должен помнить о трех вещах: во-первых, что правит над людьми, во-вторых, что правит по законам, в-третьих, что не вечно правит.
46. Поставленный у власти, никем дурным не пользуйся в управлении. Ибо если тот согрешит, на тебя, властвующего, возведут обвинения.
47. Подобно тому как тот, кто живет в демократии, должен почитать большинство, так и тому, кто живет в монархии, подобает почитать царя.
48. Херемон: Во всяком случае не позволяй надмеваться.
49. Антигон: Антигон царь сказал некоей возвеличивавшей его старой женщине: «Если хочешь знать, о мать, каких зол стоит этот хлам, – [сказал,] показывая ей на корону, – то и лежащую на помойке ее бы не взяла».
50. Эпаминонд: Эпаминонд Фиванский, видя войско великое и хорошее, но без военачальника, сказал: «Сколь великий зверь, а без головы!»
51. Филипп: Царю подобает помнить, что он, будучи человеком, получил власть, равную богу, чтобы, с одной стороны, предпочитать прекрасное и божественное, а с другой – использовать при этом человеческое разумение.
52. Так же, как гражданину при демократии следует уважать большинство, так и живущему при монархии подобает царем восхищаться.
53. Эпиктет: Если хочешь, хорошо управлять своим домом, то помни спартанца Ликурга. Ибо как он ограждал город не стенами, но доблестью живущих в нем укреплял и тем всячески сохранял свободу города, так и ты не великим его делай и стены высокие не возводи, но живущих в нем благоразумием, верностью и дружбой укрепляй, и ничего пагубного не войдет тогда в него, к нему даже не приблизится сонмище порочности.
54. Никто из разумных властвовать да не отказывается. Ибо нечестиво отвращаться от пользы нуждающимся и неблагородно давать дорогу дурным. Ибо неразумно предпочесть дурно подчиняться, вместо того чтобы прекрасно править.
55. Ужасно и тягостнее всего, когда худшие правят лучшими и менее разумные приказывают тем, кто умнее.
56. Эвмен: Эвмен-царь всегда говорил братьям своим: «Если ко мне будете относиться как к царю, буду благоугождать вам как братьям, если же как к брату, буду относиться как царь».
57. Котис: Котис, Фракийский царь, фиванцам, превозносившимся, что властвуют над спартанцами, сказал: «Видел я, что реки, разливающиеся от дождей, становятся больше, чем текущие равномерно, но на малое время».
58. Александр Македонский: Когда его спросили, кому он оставит власть, сказал: «Способному».
59. Филон: По сущности своего тела царь равен всякому человеку, достоинством же своей власти подобен Богу всяческих. Ибо не имеет на земле никого выше себя. Поэтому подобает ему как смертному не превозноситься, а как Богу – не гневаться. Ибо если хотя и образом Божиим почтен, однако к земному праху причастен, и по этому пусть учится простоте, подобно всем.