Размер шрифта
-
+

«Пчела», или Главы поучительные из Писания, святых отцов и мудрых мужей - стр. 22

18. Итак, назначь богатство на разные употребления, поставляя великолепие и славу в издержках на нуждающихся. Пусть и о тебе будет сказано: расточи, даде убогим, правда его пребывает во век (Пс. 111, 9).

19. Прекрасное погребение – благочестие. Отойди отсюда, облекшись во все; обрати богатство в собственное свое украшение, имей его при себе. Поверь прекрасному Советнику, возлюбившему тебя Христу, нас ради обнищавшему, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8, 9), давшему Себя в избавление за нас (1 Тим. 2, 6).

20. Свт. Григорий Богослов: Милостыня свободна от всякой неправды, и она-то все делает чистым. Такая милостыня лучше и поста, и лежания на земле. Хотя эти подвиги тяжелее и труднее, но она плодотворнее. Она просвещает душу, утучняет ее и делает благообразною и прекрасною.

21. То только нам будет полезно, что туда предпосылаем. А то, что здесь находится, не наше, но тех, которые живут, или, лучше, даже тогда, когда живем, оно уходит от нас. То только нам принадлежит, что составляет душевные наши подвиги, именно – милостыня и человеколюбие. А прочее и у внешних называется внешним, так как существует вне нас. Постараемся поэтому сделать это внутренним достоянием. Мы не имеем возможности, взяв с собою деньги, отойти, но можем отойти, взяв милостыню. Ее и будем больше всего предпосылать туда, чтобы уготовить себе жилище в вечных обителях.

22. Без милостыни и душа >10 бесплодна. Без нее все нечисто, все бесполезно; без нее теряется большая часть добродетели. <…> Милосердие и сострадание – вот в чем мы можем уподобиться Богу, а когда мы не имеем этого, то не имеем ничего. Не сказал [Господь]: «если станете поститься, то будете подобны Отцу вашему»; не сказал: «если станете соблюдать девство», или: «если станете молиться, то будете подобны Отцу вашему». Все это не относится к Богу, и Бог не делает ничего такого. Но что? Будьте милосерды, – говорит, – как и Отец ваш милосерд, который на небесах (Лк. 6, 36). Это – дело Божее, если же ты не имеешь этого, то что же имеешь? Милости хочу, – говорит Он, – а не жертвы (Ос. 6, 6).

23. То, чего мы хотим получить от Бога, то должны прежде дать ближним; а если мы лишаем этого ближних, то как хотим получить то же от Бога? Блаженны, – говорит Он, – милостивые, ибо они помилованы будут (Mф. 5, 7).

24. Простирай руки свои не к небу, а к рукам бедных. Если ты будешь простирать руки к рукам бедных, то достигнешь самой высоты неба, потому что там восседает Тот, Кто принимает милостыню; а если станешь воздевать руки без плода, то не получишь никакой пользы. Скажи мне: если бы пришел к тебе царь в порфире и стал просить тебя, то не отдал ли бы ты ему охотно всего своего имущества? Ныне же просит тебя устами бедных Царь не земной, а небесный, и ты стоишь, не обращая на Него внимания, и откладываешь подаяние. Какого ты достоин за это наказания? Подлинно, не за воздеяние рук и не за множество слов, но за дела можно быть услышанным.

Страница 22