Размер шрифта
-
+

Pax Africana: континент и диаспора в поисках себя - стр. 38

Представляется, что итоги Шестого панафриканского конгресса намного более значимы, чем может показаться в результате простого изучения хода его подготовки и итоговых документов. По сути, впервые в истории XX в. народы африканского происхождения попытались наладить реальный диалог именно в контексте подготовки и проведения этого конгресса. В Манчестере сразу после Второй мировой войны отсутствовали афроамериканцы, представительство африканцев было случайным, делегации были в основном от профсоюзов. В Танзании удалось собрать вместе очень сложную мозаику мнений, знаний о прошлом и настоящем континента и африканской диаспоры. При этом потомки выходцев с континента оказались, по сути, не готовы выслушать африканцев. Они постарались привнести в то, что называли «панафриканизмом», откровенно расистские тенденции, продемонстрировали незнание африканских реалий и нежелание брать эти реалии в расчет. Вполне в духе классических европейских метрополий афроамериканцы заняли откровенно патерналистскую позицию в отношении своих черных собратьев.

Африканцы в период проведения этого форума продемонстрировали устойчивую способность отвергать любые попытки навязывать искусственные схемы развития. Основным партнером по диалогу с Афро-Америкой стала на конгрессе группа представителей стран и организаций, считавшая правильным выбором для себя так называемую социалистическую ориентацию. Предложения левых афроамериканских радикалов не могли заинтересовать руководство этих стран по двум причинам. Африканские государства на собственном опыте убедились в пагубности политики расовой нетерпимости и имели слишком сложную внутреннюю этно-религиозную ситуацию, чтобы следовать советам или призывам афроамериканцев. Помимо этого независимые африканские государства уже накопили значительный опыт международных контактов, чтобы понимать опасности политики, основанной на расовом противостоянии. Некоторые государства континента, ориентировавшиеся на развитие политического и экономического диалога со странами Запада, понимали, что, разделив позиции экстремистски настроенного афроамериканского сообщества, они могут закрыть для себя путь к сотрудничеству с правительственными и неправительственными организациями этих стран.

Панафриканизм на Шестом конгрессе был для всех участников удобным понятием-лозунгом, в который африканцы помешали афроамериканским участникам конгресса вложить откровенно расистское содержание. Разрыва между участниками конгресса по этому поводу не произошло, потому что всегда присутствовавший в движении панафриканских конгрессов дух расовой солидарности сохранил и у афроамериканцев, и у африканцев надежду на достижение лучшего взаимопонимания в будущем.

Страница 38