Размер шрифта
-
+

Патриарх Тихон. Крестный путь - стр. 57

В отчете сообщалось: «Давность происхождения костей соответствует шестым – восьмым векам (преподобный преставился 17 марта 1483 года.) Все кости проложены ватой, каковой оказалось около пяти фунтов. Между костями найдено разных медных монет 115 штук, серебряных монет семь, сломанная серьга, пуговица, крестик, булавка, маленький гвоздь, две гайки, пять кусков ладана, четыре бисеринки, сушеная груша, лаврового листу около полуфунта, кисть от пелены, два колпака, под костями обнаружено в пыли сосновой стружки приблизительно четыре ручных пригоршни».

Из Костромы святейший Тихон получил сообщение о вскрытии мощей святого князя Георгия от протоиерея Сперанского. «Мощи были вынуты в облачении, положены на стол, – докладывал отец протоиерей. – Князь Георгий представлял совершенный остов человека с искривленной левой ногой, с высокой грудью, с правильно сложенными целыми руками и головой с полными, но не выпуклыми глазами, отчасти провалившимися носом и ртом. Досадное молчание было нарушено возгласом Туркина: “А что такое у него на лице? Да ведь это маска. Хорошо сфабриковано! Врачи, пожалуйте к обследованию!”

И началось обследование, которое при всей корректности образованных врачей приняло характер анатомического и хирургического исследования трупа.

Маска покрывала собой всю переднюю часть лица, спускалась по бокам на уши.

Вдруг голос: “У Георгия татарами в битве была отрублена голова. Она приросла при перенесении тела”.

Исследователь перевернул мощи, расковырял позвоночник. Сказал, что он цел. Стало быть, чудо было».

– Боже! Как остановить все это? Как уберечь народ от безверия?

Вспомнился Торопец. Какое дивное чувство трепетало в груди, когда он мальчиком целовал икону с частицею мощей преподобного Исаакия! Икона была деревянная, а на губах оставался вкус серебра. Верилось – это святая сила вошла в кровь и в плоть для доброй жизни, для хороших дел. Исаакий был подвижник. Он испытал семилетний затвор, тяжкое искушение, немилосердную трехлетнюю болезнь, юродство. Он был богатый торопецкий купец, и имя ему было Чернь, а в Киеве он стал светом, ибо победил сатанинское воинство. В детстве поражал рассказ о странном подвиге Исаакия. Однажды он затопил печь, но в щели пробивались языки огня и дыма. Тогда преподобный встал на эти щели босыми ногами и стоял, пока не прогорели дрова.

Пришла мысль: он, святейший патриарх, тоже стоит теперь на адском огне, но щели огромные, языки пламени обнимают и жгут со всех сторон.

Мысль показалась искусительной.

Прочитал Иисусову молитву, гоня нечистого прочь.

Страница 57