Размер шрифта
-
+

Патриарх Тихон. Крестный путь - стр. 39

Патриарха сопровождали митрополит Владимирский Сергий, архиепископы Кишиневский Анастасий, Коломенский и Можайский Иоасаф, Американский Евдоким, епископы Уральский Тихон, Серпуховской Арсений, Верейский Сильвестр.

Служба шла в Богоявленском соборе и была триумфом настоятеля протоиерея отца Константина Голубева, противораскольнического миссионера, благочинного Богородска и Павловского Посада. Заботами батюшки был устроен этот дивный праздник в крае, известном своей революционностью. Здесь жил трудовой народ, сплоченный фабричными гудками. Производили текстиль, узорчатые платки, шали, парчу, шелка…

Крестные ходы пришли к Богоявленскому собору из восьмидесяти пяти сел! Сто тысяч богомольцев с патриархом впереди – многолюдье для Богородска невиданное и небывалое – двинулись с пением псалмов вокруг города.

На большой площади был устроен молебен.

И все казалось: отныне жизнь не может быть скверной, ибо сатана повержен.

В Петрограде

Выезд в подмосковный Богородск был для Тихона первым в сане патриарха. Теперь его ждал Петроград. Большевики поломались-поломались, но разрешение покинуть Москву дали. Расщедрившись, предоставили отдельное купе. Святейший ехал с келейником и с Розовым. Но железнодорожники воспротивились этакому унижению святейшего, подали отдельный вагон.

Ко встрече патриарха в бывшей столице империи готовились и христиане, и безбожники.

В мае в Тенишевском училище власти устроили диспут «Борьба с Богом». Новый «светлый» мир представлял начальник антирелигиозной пропаганды Шпицберг, старый мир суеверий и предрассудков – батюшка Введенский. Два говоруна-иудея должны были разыграть блистательное представление, но после доклада Шпицберга на сцену поднялись передовые старшеклассники и объявили: «Зачем нам слушать попа? Он будет учить не как бороться с Богом, а как с Богом жить. Довольно старых сказок!» Школьников поддержал матрос, по моде увешанный пулеметными лентами:

– Ваш поповский Бог негодяй. Его надо шлепнуть и – баста!

Введенскому все-таки дали слово, а он и в окопах умел говорить. Победил безбожника огнем вдохновения, ушел со сцены под овацию.

Однако красные матросы, почитавшие себя в ответе за правое дело революции, не сдались. Узнавши, что патриарх собирается молиться в Кронштадте, постановили: приедет – расстреляем.

Готовились ко встрече патриарха в Петроградской ЧК. За день до прибытия святейшего к самому Моисею Соломоновичу Урицкому молодцы в кожанках доставили Митрофана Митрофановича Колтовского. Дворянин, офицер, избранный революционными солдатами командиром, он работал теперь заведующим постановочной частью Академического драмтеатра и оставался прилежным христианином. Епископ Артемий Лужский, назначенный митрополитом Вениамином отвечать за охрану святейшего, поручил Колтовскому руководить добровольцами.

Страница 39