Размер шрифта
-
+

Пастырское богословие - стр. 82

.

Рассуждая, пастырь должен, во-первых, знать свою меру, а во-вторых, уметь и быть одинаково способным применять все средства пастырского воздействия на человека – от икономии[245] до акривии[246]. Такими средствами могут быть и пример, и слово, и собственные труды, и сподвижение к трудам пасомого, и поощрение, и наставление, и вразумление, и наказание – и многое другое. Употребляя их, пастырь во всем призван неизменно сохранять любовь и уважение к человеку. Вместе с тем он должен научиться определять наилучшее для каждого конкретного случая средство, когда именно оно ожидаемо принесет нужный результат, отзовется в душе человека.

Рассуждение исправляет грехи, соединяет и примиряет ранее несочетаемое, устрояет единство в многообразии, собирает целое из частей. Через рассуждение пастырь способен и призван примирять враждующих, неизменно имея в виду пользу всей Церкви и попечение о всем теле Церковном.

Смирение

Духовное рассуждение в пастыре бывает неразлучно со смиренным чувством осознания своего ничтожества перед Богом. Так говорит об этом архиепископ Никон (Рождественский): «Встречаются ревностные проповедники, школьные деятели, борцы с пьянством и за то, конечно, слава Богу, но слишком мало таких, в коих самоцен был бы совершенно убит сознанием, что сами-то они круглый нуль, ничто, что если что и творится доброе чрез них, так ведь это отнюдь не они делают, а Бог чрез них: Бог и средства посылает, и случай дает, и силы, и время все от Бога, и слава Ему милосердому. В душе таких старцев живет страх: как бы не приписать себе чего-нибудь в деле Божием, как бы не лишиться за это Божия благословения и помощи в будущем. Это страх Божий, начало, основа духовной мудрости, духовного рассуждения… Нельзя быть добрым пастырем, если не воспитаешь в себе, в чувстве своего сердца, этого мистического настроения, этого живого ощущения водительства Божия в пастырском служении. Не свое дело делаем, а Христово: мы Его послушники, Его работники и даже более соработники»[247].

Созидая Церковь Христову, представляя и передавая ей Самого Христа, пастырь призван не заслонить Его собою, не подменить собственным несовершенством, не потерять чувство духовной меры, что происходит с пастырями от гордости, часто соединенной, к тому же, с невежеством.

«Наставник, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), обращаясь к пастырям церковным, – охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи: единственно ищи того, чтобы возвеличиться Христом в учениках твоих. Когда Он возвеличится, ты умалишься: увидев себя умалившимся по причине возраставшего Христа, исполнись радости»

Страница 82