Пастырское богословие - стр. 6
Эти три свидетельства говорят об одном, о встрече со Спасителем мира, преобразившей ее участников и сделавшей их великими светильниками Церкви, такими, какими они нам известны сегодня. Час этой встречи не может быть назначен нами. Одних она, собственно, и обращает на путь пастырства; другие ждут ее, быть может, всю жизнь. Но и для тех, и для других, независимо от того, в прошлом или будущем она помещается, эта встреча должна стать точкой отсчета и мерой жизни. К ней надо готовиться всегда, потому что, как воспоминание Тайной Вечери, она всегда перед нами. И смысл, необходимость и оправдание пастырского богословия как науки и мировоззрения в том и состоит, чтобы идти навстречу ей, изучая и вживаясь в опыт тех, кто уже пережил ее.
Вопросы к параграфу:
1. Назовите основные группы источников пастырского богословия.
2. Что составляет основу литературы пастырского богословия?
3. Что должно стать главным опытом пастырской жизни?
Раздел 1. Богословские и канонические аспекты пастырства
Глава 1. Пастырское богословие как наука в русской духовной школе
Подготовка пастырей во все времена была одной из важнейших задач, стоявших перед Церковью. Необходимость постоянного решения именно этой задачи была одним из главных, если не сказать самым главным, стимулом развития духовного образования. Даже в самые тяжелые времена церковной истории не прекращалась подготовка священнослужителей. В годы гонений, разделений или межконфессиональных неурядиц, даже в скитаниях, вне своей канонической территории, Церковь старалась наладить эту подготовку, устроить духовные школы. Разумеется, в подобных стесненных условиях при решении этой задачи возникало множество серьезных проблем, однако не менее серьезные проблемы вставали и в периоды относительной стабильности церковной жизни: проблемы уже больше внутренние, связанные с составом дисциплин – как общего образования, так и богословского и специально-пастырского, – с постановкой и методами преподавания, с сочетанием образования и пастырского воспитания, теоретической и практической подготовки. Пастырское богословие, которое является, с одной стороны, неотъемлемой частью научной богословской системы, с другой стороны, богословским стержнем пастырской подготовки, долго не могло обосновать свой статус самостоятельной науки, свои объем, содержание, круг источников, методы и перспективы научного развития.
1. Пастырская подготовка в XVI–XVIII вв.
Обучение кандидатов в священство в той или иной форме велось на Руси с момента принятия ею христианства, но говорить о какой-то специальной программе пастырского образования довольно сложно. Обучение будущих священников включало две составляющие: общее образование и практическую подготовку к пастырскому служению. Школы более позднего времени также имели подготовку духовенства лишь одной из задач. Братские школы кон. XVI – нач. XVII в., хотя и имели в виду подготовку священников и проповедников, были озабочены, прежде всего, повышением уровня общего образования. Знаменитая Киевская школа XVII в., многие выпускники которой становились приходскими священниками или пополняли ряды образованного монашества, на протяжении первого столетия своей деятельности не считала подготовку духовенства своей специальной задачей. Общеобразовательный характер, без конкретной ориентации на подготовку священства, имели и другие школы XVII в.: Черниговский коллегиум, московская школа братьев Лихудов.