Пастырское богословие - стр. 51
Готовность невесты стойко выносить все тяготы, связанные со служением мужа и воспитанием в вере детей, доверие Богу, сердечное стремление проводить благочестивую жизнь, подобающую жене священника, следует считать необходимыми условиями для такого брака. Поэтому многие архиереи, рассматривая дела ставленников, высказывали свою убежденность в том, что качества будущей матушки являются не менее важным фактором в принятии решения о хиротонии, чем качества самого кандидата.
Выбор невесты – важный и ответственный момент в жизни будущего пастыря, решившего связать себя узами брака. Помимо призвания к священству такой человек должен обладать еще и ярко выраженным призванием к семейной жизни, к воспитанию детей. Без такого призвания вступать в брак не следует.
Жениться можно только по любви. Брак по расчету, каким бы «благочестивым» ни выглядел расчет (например, если ставленник женится на дочери маститого протоиерея в надежде на его помощь в будущем служении), в большинстве случаев обречен на неудачу, а иногда и на катастрофу. Нельзя жениться и по каким-либо иным, не опосредованным любовью мотивам, в том числе и филантропического характера: так, например, рискует оказаться неудачным брак из жалости к невесте. Нет необходимости говорить о том, что нельзя жениться при наличии горячего чувства только у одной из сторон; взаимное влечение и влюбленность должны быть обоюдными.
Категорически недопустимо вступать в брак во исполнении чьей-то воли, будь то родителей или духовника. Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 28 декабря 1998 г. констатировал, что «в последнее время участились случаи злоупотреблений в духовнической практике, негативно сказывающиеся на состоянии церковной жизни». В частности, «имеют место случаи, когда пастырь “не благословляет” тому или иному из своих прихожан жениться или выйти замуж по любви, но предлагает “по послушанию” вступить в брак с лицом, рекомендованным самим пастырем». В данной связи Синод постановил «напомнить всем пастырям-духовникам о том, что они призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета»