Пастырское богословие - стр. 2
Таким образом, можно дать следующее определение общей цели предлагаемого курса пастырского богословия: дать богословски обоснованное систематическое описание богоучрежденного института пастырства в единстве его благодатного внутреннего содержания и многообразия церковных служений.
Вопросы к параграфу:
1. Откуда берет свое начало представление о пастырстве в Церкви?
2. Что послужило исторической причиной возникновения пастырского богословия как науки?
3. Какова цель предлагаемого курса пастырского богословия?
2. Предмет пастырского богословия
Множественность различно понимаемых целей пастырского богословия порождала и различные взгляды на то, что должно являться его предметом.
Бросив даже белый взгляд на историю пастырского богословия в России (ниже это будет сделано подробно), легко убедиться, что вопрос этот у авторов курсов пастырского богословия получал самые разные ответы. Кто-то считал, что пастырское богословие должно изучать прежде всего правила пастырского служения[1]; кто-то – нравственные обязанности и качества пастыря[2]; кто-то – определение духовной настроенности пастыря «и описание законов ее усвоения, охранения, развития и воздействия на жизнь прихода»[3]. А кто-то даже полагал, что у пастырского богословия нет своего предмета вообще[4]. Не оспаривая этих или иных возможных точек зрения на предмет пастырского богословия, для его более точного определения попробуем подойти к вопросу с другой стороны.
Предмет науки, очевидно, тесно связан с кругом тех источников, которые кладутся в ее основание, иными словами, с тем материалом, с которым она имеет дело и исходя из которого строит свои выводы. Есть ли у пастырского богословия свои, только ему свойственные источники? И если да, то в чем их родовой признак, по которому их можно было бы отличить от всяких других?
К сожалению, курсы пастырского богословия, как правило, затрагивают эту тему лишь вскользь, в общем виде указывая, что пастырское богословие опирается на Писание, труды святых отцов и каноны Церкви. Ближе всех к содержательному выводу по интересующей нас проблеме подходил в своих лекциях по пастырскому богословию митр. Вениамин (Федченков), который называл в качестве важнейших источников пастырского богословия святоотеческие трактаты по вопросам пастырства. Их главная особенность, считал он, заключается в том, что любые догматические, литургические, нравственные вопросы обсуждаются в них с точки зрения личности пастыря