Размер шрифта
-
+

Пастырское богословие - стр. 13

. Любой культ нуждается в особом совершителе этих действий – священнике, жреце и т. п. Иными словами, в любом культе, в любой религии есть посредник между человеком и божеством. В любом культе самой распространенной формой этого посредничества становится принесение жертв.

Само понятие жертвы многозначно и обладает различными оттенками бытового и религиозного смысла, но всегда подразумевает добровольный отказ от того, что принадлежит приносящему жертву. Всем естественным религиям известна прежде всего жертва за грех – и это тоже указывает на общий источник их происхождения: глубокое сознание человеком и человечеством своей вины перед Создателем, – однако еще более характерной их чертой становится то, что сегодня мы называем магизмом. Суть магизма заключается в том, что целью восстановления связи с божеством является возможность манипулирования последним. Правильным образом принесенная жертва должна заставить божество действовать нужным образом. Посредник (священник, жрец) и есть тот, кто обладает необходимыми для этого познаниями и силами. Отсюда и характерные для всех религий с более или менее развитыми культами обряды посвящения (инициации) в жрецы.

Естественные по своему происхождению религии падшего человечества похожи друг на друга еще и тем, что не имеют истинных понятий о Боге. Затворившиеся за прародителями врата Эдема обозначили и недоступность для человека истинного богопознания, а значит и истинного культа, и истинной религиозной жизни. Их восстановление невозможно без участия Самого Бога, и в этом принципиальное отличие всех естественных религий от единой и единственной – Богооткровенной. Обращаясь к ней, мы покидаем область истории человеческих религий и вступаем в мир Священной истории, т. е. истории взаимоотношений Творца с Его творением. Высшей точкой этой истории является момент пришествия в мир Пастыря Доброго (Ин. 10:11), но прежде чем сказать о Нем, необходимо обозреть ведущий к этому путь.


Вопросы к параграфу:

1. Как возникают естественные религии?

2. Как культ связан с понятием «жертвы»?

3. Что такое магизм?

2. Ветхозаветное священство и ветхозаветное пастырство

Рассматривая с указанной точки зрения Священное Писание Ветхого Завета, на первый взгляд мы найдем здесь немало общего с естественными религиями. Как там, так и здесь первоначально именно старшие в роду – первенцы – исполняют священнические обязанности, т. е. становятся посредниками для членов своего рода между ними и Богом. Иов приносил жертвы за своих детей и молился о них (Иов 1:5), так делали и другие патриархи.

Страница 13