Размер шрифта
-
+

Пасхальное богослужение с объяснением священника Александра Гумерова

1

При составлении практических комментариев к тексту богослужения использовались «Богослужебные указания» (Издательство Московской Патриархии), примечания Типикона и Триодей, а также приходская практика храмов Русской Православной Церкви.

2

Постоянно.

3

Который.

4

Как.

5

Дай нам на этот день.

6

Прости.

7

Т. е. грехи.

8

Не дай нам впасть в искушение.

9

Более всего.

10

Я.

11

Всегда.

12

Победишь, когда будешь судить.

13

Дай.

14

Ослабленные.

15

Во мне.

16

Т. е. от вины за пролитую кровь.

17

Если.

18

Я дал бы.

19

Жертву всесожжения.

20

Облагодетельствуй.

21

Сложное многострофное церковное молитвословие, канон состоит из нескольких песен, каждая из которых открывается ирмосом – особой поэтической строфой. Далее к ирмосу добавляются различные тропари, перемежающиеся припевами. В приходской практике ирмос канона поется, а припевы и тропари читаются.

22

Т. е. фараона (см. Исх. 15: 4).

23

Т. е. дети спасенных (от египетского рабства).

24

По богослужебному Уставу, тропари этого канона читаются дважды, трижды и четырежды, однако в приходской практике их обычно читают единожды.

25

Припевы здесь не поются, а читаются священником.

26

Отходное.

27

На высоте.

28

Внизу.

29

Надмирные.

30

Сотрясались.

31

Превыше понимания.

32

Начальник жизни.

33

Естество мое.

34

Ирмос, который поется в конце каждой песни канона. Название происходит от греческого слова, которое переводится как «спуск», «сошествие»: в древней византийской практике оба хора сходились в центр храма для совместного пения катавасии.

35

Без опоры.

36

Творение.

37

Лобном месте.

38

Нет Святого.

39

Кроме.

40

Богочеловечески.

41

Находящимся.

42

Распростер руки.

43

Разделенное.

44

Скованные.

45

Освободил.

46

Удержан.

47

Добровольно.

48

Действительно.

49

Творение.

50

Краткое молитвословие, во время которого разрешается сидеть.

51

Охранявшие.

52

Сияния.

53

Тления.

54

Истребителя.

55

Принижение, умаление.

56

Изменяешь.

57

Когда Ты победил.

58

Расторгая.

59

Встретив.

60

Ожесточился.

61

Видя.

62

Изъязвленного.

63

Т. е. погиб от страха пред этим образом.

64

Т. е. незаходимый, немеркнущий.

65

Бодрствуя.

66

Живущие на земле.

67

Обновляешь.

68

Созданным из праха.

69

Знаменитый член совета (т. е. Иосиф Аримафейский).

70

Замысел.

71

Представляет.

72

Величественно.

73

Изменяешь.

74

Бессмертным делая то, что принял.

75

Ни.

76

Дивным образом.

77

Безбрачной (т. е. Девы Марии).

78

Сверхъестественно.

79

Был объят.

80

Недрах.

81

Взывал.

82

Стражникам.

83

Ты был убит.

84

Плоти, с которой соединился.

85

Разрушился.

86

Страдания.

87

Созданное из праха.

88

Изменил.

89

Расторг.

90

Кондак и икос – песнопения, прославляющие святого или празднуемое событие. Кондак содержит тему, а икос – ее развитие (поэтому икос всегда читается после кондака и никогда не читается один).

91

Видим мертвым.

92

Т. е. благовонным маслом.

93

Удерживающий.

94

Нагим.

95

Погасили.

96

Плачет.

97

Замышляют.

98

Благочестивые.

99

Пронзенного.

100

Поглощаемый.

101

По закону.

102

Т. е. гроб.

103

Воскресения.

104

Потрясутся.

105

К мертвым причисляется.

106

Принимается как гость (т. е. на короткое время).

107

Второй Адам, т. е. Христос.

108

Сошел.

109

Тайников.

110

Не стало дерзновения.

111

Отличается мужеством.

112

(У Понтия Пилата).

113

Добровольно.

114

Запечатывается.

115

Как обманщик (см. Мф. 27: 63).

116

(Этот ирмос написан от лица Христа и обращен к Богородице.)

117

Удивительном.

118

(Этот тропарь написан от лица Богородицы.)

119

(Этот и следующий тропари написаны от лица Христа.)

120

Встречают.

121

Со всем их родом.

122

Когда.

123

Жизнь.

124

Восстанет.

125

Враги.

126

В оный (день).

127

В мире друг с другом.

128

Т. е. небесном.

129

В него.

130

Священстве.

131

нет перевода

132

Селе.

133

Благоприятной погоде.

134

Болящих.

135

Страдающих.

136

Защити.

137

Всю жизнь.

138

По богослужебному Уставу, ирмосы пасхального канона повторяются по четыре раза, а тропари повторяются, чтобы их общее число было 12, а катавасия повторяется трижды. Но в приходских храмах принято петь канон без повторения ирмосов и тропарей.

139

Вечным, непреходящим.

140

Говорящего.

141

Т. е. победную песнь.

142

Разрушила.

143

Исполненная благодати от Бога.

144

Первое слово «Радуйся» (Лк. 1: 28).

145

Причина.

146

Снова.

147

Питие.

148

Чудесно изводимое (см. Исх. 17: 6).

149

Пролившийся.

150

Сегодня.

151

Перехожу.

152

Родившегося.

153

Озарившего.

154

Краткое праздничное песнопение. Название происходит от греческого слова, означающего «вслушиваться» или «внимать». В московском обиходе пасхальные ипакои поются на 8-й глас.

155

Пришедшие до рассвета.

156

Те (жены), что с Марией (Магдалиной).

157

Нашедшие.

158

Вечном.

159

Бегите.

160

Проповедующий о Боге.

161

Т. е. Младенцем мужского пола, первенцем у Своей Матери (Исх.13: 2).

162

Непричастный.

163

Зовется Совершенным.

164

Однолетний.

165

Очистительная.

166

Прекрасное.

167

Т. е. бывшим лишь тенью Нового Завета.

168

Скакал в веселии.

169

Исполнение, осуществление.

Страница notes