Парадокс власти. Как обретают и теряют влияние - стр. 9
Принцип № 1
Власть – это изменение состояния других людей.
Принцип № 2
Власть – составляющая любых взаимоотношений и взаимодействий.
Принцип № 3
Власть приобретается в повседневных действиях.
Принцип № 4
Властью наделяют другие люди в сетях социальных связей.
Принцип № 5
Группы наделяют властью тех, кто способствует общему благу.
Принцип № 6
Группы формируют репутации, которые определяют способность влиять на других.
Принцип № 7
Группы награждают статусом и уважением тех, кто способствует общему благу.
Принцип № 8
Группы наказывают сплетнями тех, кто вредит общему благу.
Принцип № 9
Сохранение власти обусловлено эмпатией.
Принцип № 10
Сохранение власти обусловлено щедростью.
Принцип № 11
Сохранение власти обусловлено выражением благодарности.
Принцип № 12
Сохранение власти обусловлено рассказыванием историй, которые объединяют.
Принцип № 13
Власть приводит к недостатку эмпатии и ослаблению нравственного чувства.
Принцип № 14
Власть приводит к эгоистичной импульсивности.
Принцип № 15
Власть приводит к грубости и неуважению.
Принцип № 16
Власть приводит к представлению об исключительности.
Принцип № 17
Бесправие связано с ощущением постоянной угрозы извне.
Принцип № 18
Для состояния бесправия характерен стресс.
Принцип № 19
Бесправие подрывает способность участвовать в жизни общества.
Принцип № 20
Бесправие подрывает здоровье.
1
Власть – это изменение мира
20 лет назад, когда я только начал изучать власть, ее часто приравнивали к силе, могуществу и доминированию. Расцвет и упадок государств объяснялся в терминах инноваций в военном деле, завоеваний и хитрости, а также влияния военных действий на экономическую мощь страны{11}. Классовые отношения описывались в терминах угнетателя и угнетаемого, а также с точки зрения того, как экономическое господство определяет сознание. Отношения полов рассматривались сквозь призму подчинения.
Взгляд на власть как на насилие в полной мере проявился в книге Никколо Макиавелли «Государь»{12}, которую ежегодно читают сотни тысяч студентов, изучающих историю, и с которой знакомят в школах государственного управления, бизнеса и политики в разных странах мира{13}. Макиавелли писал свой труд в чрезвычайно жестокую эпоху{14}. Убийства происходили в 10 раз чаще, чем сегодня. Изнасилование считалось приемлемым. Пытки были публичным представлением, нередко в сопровождении песен и стихов. Злоупотребление властью в большинстве случаев оставалось безнаказанным; грамотных людей было немного, журналистики, которая требует отчета от власть имущих, еще не существовало, не было и организованной милиции как институализированного средства насилия, а о таких понятиях, как права личности, просто не знали.