«Панчатантра»: индийская стратегия успеха. «Хитопадеша»: парадоксы взаимности (сборник) - стр. 26
По видимости, прямо противоположную идею мы встречаем в «Панчатантре», – учебнике достижения успеха в мирских делах. Однако на самом деле здесь нет никакого противоречия, в чем нетрудно убедиться. Идеальный герой историй «Панчатантры» стремится к высокому положению и прикладывает все усилия, чтобы его добиться. Однако если присмотреться внимательнее, для него это лишь упражнение в искусстве жизни, и он действует подобно Арджуне на поле боя, который вступает в битву просто потому, что он – кшатрий, а воин должен сражаться, независимо от ожидающей его победы и поражения. И наоборот, мы находим множество поучительных историй, когда человек лишается возможности продолжать начатое дело просто потому, что это не его призвание. В самом крайнем случае, когда человек перестает быть хозяином своих поступков, а становится одержим деятельностью, очень скоро он превращается в посмешище для окружающих. «Панчатантра» как бы дополняет «Бхагавадгиту» доказательствами «от противного», а именно, снабжает нас яркими иллюстрациями того, что происходит с человеком, который не принимает идею карма-йоги, а действует своекорыстно, без учета общей ситуации. Тот, кого сладкие плоды волнуют больше садоводства, ленится поливать деревья, и в итоге он не только теряет плоды, но и оказывается за воротами тенистого сада.
Трудоустройство и «первоклассный сервис»
«Разве возможен первоклассный сервис, если тобой движет лишь желание набить брюхо, но не вдохновляют перспективы продвижения по службе и достижения высокого положения в обществе? Вот почему стоит вмешиваться в дела, которые поначалу тебя не касаются», – так отвечает один безработный шакал другому, и так завязывается сюжет поступления на службу. Два шакала – сыновья советника при дворе льва, праздно проводившие время в наблюдении за делами царственной особы, заметили, как лев направился к реке, хотя причины этого оставались им неясны. Оба шакала далеки от придворных кругов, но один из них загорается желанием стать советником и объясняет брату, что для этого нужно. Безработный всегда найдет применение своим способностям, если приложит необходимые усилия, а также изучит требования, удовлетворяя которым можно стать полезным для сильных мира сего. Самое главное из них – блестящая осведомленность в делах и владение секретами, благодаря которым нижестоящий способен возыметь власть над вышестоящим. Тогда служащий успешно справляется с задачей влиять на решения начальства, разумеется, в свою пользу. Высказав эти соображения, шакал решительно отправляется «устраиваться на работу».