«Панчатантра»: индийская стратегия успеха. «Хитопадеша»: парадоксы взаимности (сборник) - стр. 11
Итак, искусство правильного поведения включает в себя умение самостоятельно мыслить и безошибочно решать, стоит ли прислушиваться к окружающим. Даже настоящий успех в мирских делах – лишь дым от божественного огня, в котором сгорает человеческая жизнь, и вам самим виднее, какую степень реальности придавать своим достижениям, на каких весах взвешивать их ценность в своей судьбе. Общественное мнение – источник социальных мифов, когда иллюзорность бытия словно возводится во вторую степень. Любое воспитание и образование предполагает послушание, а хорошее воспитание можно получить только при усвоении тех манер, которые уже признаны в обществе. Так образование становится одной из существенных составляющих при наработке благой или неблагой кармы. Люди вместе занимаются созданием наиболее приятной иллюзии, которую они готовы поддерживать. Но и в осознании мира как «майи» есть свои крайности – полное невнимание к советам и пояснениям, даже если они поступают безо всякой просьбы с вашей стороны, и наоборот, некритическое впитывание всего услышанного. В «Панчатантре» обе модели поведения представлены в образах обезьяны и попугаев, и при полном погружении в свои или чужие иллюзии вам предстоит разделить участь одного из этих персонажей.
В глухом лесу зимним вечером стая обезьян зябла в ветвях дерева, мечтая погреться у огня. Неожиданно одна из них заметила в траве рой мотыльков алого цвета, похожий на искры от костра. Обрадовавшись, обезьяна принялась набрасывать на мотыльков сухую траву, что есть мочи раздувая огонь и, разогреваясь от натуги, она воображала, что вокруг и впрямь потеплело. Сердобольная птичка, опустившись на ветку неподалеку, стала щебетать над самым ухом обезьяны о тщетности ее усилий. Сначала увлеченная своим занятием обезьяна не обращала на нее внимания, а когда та подлетела совсем близко, ей надоела досадная трескотня. Не долго думая, обезьяна схватила несчастную советчицу и размазала ее по скале…
В лесу на горном склоне в гнезде попугаев вылупилось два птенца, но не успели они как следует опериться, как их нашел охотник и решил отнести в свое жилище. По дороге он потерял одного птенца, однако его подобрал проходивший по той же дороге отшельник и принес в свою обитель. Таким образом один попугай вырос в охотничьей избушке, а другой – в келье отшельника. Как-то раз в лесу заблудился царь, а когда он продирался сквозь чащу, то попугай охотников закричал на него из клетки: «Свяжите его! Убейте его!» Когда же царь добрался до опушки, то попугай отшельников ласково пригласил его отдохнуть: «Добро пожаловать в обитель! Да будете вы благословенны!» Царь удивился, но скоро понял, что оба попугая просто выучили речи своих хозяев, и их поведение не заслуживает ни порицания, ни похвалы.