Памятники Древнего Египта - стр. 17
Некоторые свидетельства того времени говорят о том, что пирамиды возводились не для прославления царей, а из религиозных соображений. Но те сведения о строительстве пирамид, которыми египтяне делились, крайне скудны. Это неудивительно, ведь тайные знания египтяне доверяли лишь немногим посвященным. Ко времени правления Тутанхамона (около 1399 года до н. э.) грандиозные пирамиды в Гизе уже насчитывали более тысячи лет. К этому моменту память о строительстве пирамид, о том, с какой целью их возводили и кто, была окончательно утрачена. Свидетельства Геродота, который посетил Египет в V веке до н. э., включают массу мифов, легенд и личных впечатлений автора, поэтому приходится сомневаться в исключительной верности его сведений.
Кроме того, европейцы тогда во многом были примитивны. Как отмечал Платон, «в математике греки – младенцы против египтян». Но не только в науках греки отставали от египтян, они не до конца понимали всю сложность системы религиозных воззрений египтян. Реальные попытки серьезно исследовать пирамиды были предприняты лишь в VII веке н. э., когда арабы вторглись на территорию Египта.
Уже во времена Геродота не все верили в то, что пирамиды возводились для одного человека. Нескончаемые дискуссии о назначении пирамид ведутся еще с тех самых пор. Когда была обнаружена пирамида царицы Уэбтен с позолоченной верхушкой, стали полагать, будто все пирамиды изначально были украшены подобным образом. И появилась версия, что пирамиды служили «маяками пустыни». Ведь позолота в лучах солнца так ярко сияла, и эти огоньки золоченых верхушек были видны путешественникам на расстоянии многих километров, поэтому путники всегда могли четко определить направление своего движения, ориентируясь на пирамидные «маячки».
Некоторые считали, что пирамиды служили убежищами во время наводнений, когда Нил выходил из своих берегов и заливал долину. Кто-то отводил пирамидам роль своеобразных громоотводов, хотя гроза в Египте подобна чуду и случается раз в двести лет. Но наиболее популярной была версия зернохранилищ. Это убеждение возникло в IV веке и широко распространилось в Средние века по всей Европе благодаря миссии паломников. Именно они называли пирамиды «житницами фараона» или «житницами Иосифа»: добродетельные христиане полагали, что библейский Иосиф хранил в пирамидах зерно на случай неурожая.
Особенно много гипотез и предположений вызывала Великая пирамида. В XVI веке полагали, что в пирамиде был похоронен фараон Мернетеп, который погиб во время преследования иудеев, бежавших через Черное море. Только позже мумию Мернетепа обнаружили в гробнице Аменхотепа II, так что версия об этом предназначении пирамиды вновь не состоялась. В конце XIX века английский исследователь В. М. Адамс предложил теорию о том, что Великая пирамида является архитектурным отображением священной книги жрецов – «Книги мертвых». Ж. Гарнье развил теорию и решил, что пирамида пророчествует о конце света. Он даже указал сроки всемирной катастрофы – в 1920 или 1922 году. Но когда человечество благополучно перешагнуло через этот рубеж, Б. Стюарт возвестил, что «стадия конечных мук» наступит 13 сентября 1936 года, о чем якобы свидетельствует «последний переход» пирамиды.