Отношения Учителя и ученика - стр. 16
«Список учителей Конгтрула поражает: благопожелательная молитва к его ламам, составленная в 1843 году, когда ему было тридцать лет, содержит более тридцати имен. Он учился у представителей всех традиций и линий преемственности. Его интересы простирались на все области канонического тибетского образования»>33.
Вторая половина XIX века принесла Восточному Тибету культурное и духовное возрождение. Нет сомнений в том, что Джамгён Конгтрул был его ключевой фигурой, работая совместно с другими великими учителями несектантского движения римэ, такими как Джамьянг Кхьенце Вангпо (1820–1892), Мипхам Джамьянг Намгьял Гьямцо (1846–1912) и Чёгьюр Лингпа (1829–1870).
3. Наша драгоценная человеческая жизнь
Джамгён Конгтрул объясняет, что буддисту, чтобы полностью использовать возможности драгоценного человеческого существования, необходимо практиковать Дхарму, а для этого он должен найти искусного учителя мудрости и следовать ему. Он пишет:
«Умные люди, вступающие на путь, вначале ищут учителя мудрости, обладающего [соответствующими] характеристиками. Это делается для того, чтобы не упустить те возможности, которые дает им человеческое тело, извлечь из него пользу. Оно подобно драгоценности, исполняющей желания, и обладает свободами и благоприятными обстоятельствами (dal ′byor). Найдя такого учителя, нужно правильно следовать ему».
Согласно Учению Будды человеческое тело считается редким и драгоценным, когда оно свободно от восьми ограничений и обладает десятью благоприятными обстоятельствами. Дже Гампопа в «Драгоценном украшении Освобождения» приводит эти восемь ограничений так, как они перечислены в Саддхарма-смрити-упастхана-сутре:
1) рождение в адских мирах (dmyal ba);
2) рождение в мирах голодных духов (yi dwags);
3) рождение в мире животных (dud 'gro);
4) рождение варваром (kla klo);
5) рождение среди богов с долгой жизнью (tshe ring lha);
6) неверные взгляды (log lta);
7) рождение в эпоху, когда Будда не приходит в мир;
8) умственная отсталость.
Таковы восемь ограничений>34.
Десять благоприятных обстоятельств подразделяются на две группы. Первые пять зависят от самого человека (rang ′byor lnga), а вторые пять – от других (gzhan ′byor lnga). Вот список первой группы, согласно Гампопе:
1) рождение в человеческом теле;
2) рождение в центральной стране;
3) полноценные органы чувств;
4) правильный образ жизни;
5) доверие к основе, [которой является священная Дхарма]>35.
Вторую группу Гампопа представляет так>36:
1) Будда приходил в этот мир;
2) он учил Дхарме;
3) Дхарма осталась в мире;
4) есть последователи Дхармы;