Отношения Учителя и ученика - стр. 11
Гампопа пишет:
«Условие [достижения Просветления] есть Учитель мудрости»>9.
С точки зрения Ваджраяны лама считается неотделимым от Будды.
Ашвагхоша пишет:
«Поэтому ученик, обладающий благородными качествами сострадания, щедрости, разумного поведения и терпения, никогда не должен считать своего Гуру отделенным от Ваджрадхары»>10.
Согласно Алмазному пути, лама является источником всех благословений, поэтому ученику необходима связь с ним.
Ашвагхоша пишет:
«Именно от Гуру приходят совершенства (сиддхи), высшие рождения и счастье. Поэтому всем сердцем стремись никогда не пренебрегать советами своего Гуру»>11.
Во всех рукописях и устных наставлениях говорится, что, если бы Просветления можно было достичь собственными силами, мы все были бы уже просветленными. Но, как утверждает эта традиция, существа с безначальных времен блуждают в океане сансары. Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама в комментарии к «Сущности очищенного золота» пишет, что духовный учитель – это необходимое условие для достижения Просветления:
«Причина, по которой мы с безначальных времен странствуем по циклическому существованию (сансара), состоит в том, что мы еще не встречали духовного мастера, а если даже встречали, то не установили с ним плодотворных отношений. Мы должны принять решение: воспользоваться возможностями, которые дает нам человеческое рождение, и практиковать духовный путь под руководством мастера»>12.
В сутрах и сердечных наставлениях великих учителей мудрости тоже сказано, что не только для нас важно полагаться на духовного мастера. Все Будды прошлого, настоящего и будущего достигли Просветления, потому что следовали своим учителям. Патрул Ринпоче пишет:
«Ни в каких сутрах, тантрах или комментариях нет ни одного упоминания о человеке, который достиг бы Просветления, не следуя Ламе. Видно, что за счет собственных разработок и догадок никто не развил в себе тех благородных качеств, которые появляются на высоких уровнях и путях. Все существа, включая нас самих, очень легко могут вступить на неверный путь»>13.
Гампопа вторит ему, цитируя «Жизнеописание Палджунга» (dpal byunggi mam thar):
«Просветление Будды достигается благодаря служению духовным учителям»>14.
В «Пятидесяти строфах о преданности Гуру» (blа ma nga bси ра) Ашвагхоша пишет:
«Все Будды прошлого, настоящего и будущего, пребывающие во всех землях десяти направлений, почитали тантрических мастеров, у которых получали высшие посвящения [приводящие к Просветлению]»>15.
О том, как важно следовать учителю мудрости для достижения Просветления, однозначно заявляет Гандавьюха-сутра: