Откуда есть пошла Русская земля 2.0. От мезолита до Рюрика - стр. 19
Одновременно Восточная Европа того же периода, что и Фатьяновская культура – середина III-го тыс. до н.э. – середина II тыс. до н.э. – археологами характеризуется по способам захоронений (как наиболее консервативной метки этноса) как «катакомбная» и «срубная». Но, если Фатьяновская культура занимала северную часть современной Русской равнины, то катакомбная и срубная располагались, последовательно сменив друг друга, на юге – в Причерноморье, Приазовье, Прикаспии. Причем в катакомбных могилах мужские скелеты расположены в скорченном состоянии, преимущественно, на правом боку головой на юг, а в срубных – на левом боку и головой на север [9]. То есть, это были явно различные этнообразования, но являвшие собой на этих территориях какое-то большинство населения, если только не этнические доминанты. Причем они вполне могли пересекаться во времени, хотя тут надо бы учесть следующее. По прошествии тысячелетий вполне допустимый «разбег» в датировках в 10% – с точки зрения современных исследователей – на самом деле представляет собой разницу в 200-300-400 лет, за которые сменялись с десяток поколений и уже происходила соответствующая деформация культурных признаков (и языка) того, или иного этноса. Далее мы увидим, как из срубной культурно-исторической общности развились культуры киммеро-скифо-сарматского круга, как они распространились на восток за Каспий и за Урал, в Среднюю Азию. Но вот подобию погребального обряда культур Фатьяновской и катакомбной надо уделить особое внимание: похоже, обитатели этих культур – или же какая-то их часть – были близкими родственниками, возможно, говорящими на близких языках.
Вернемся к славянам. Представим известные на сегодня и общепринятые в ученом сообществе воззрения на образование и становление славянских племен. Какое-то протославянское сообщество формируется из местных (ставших таковыми к тому времени) древнеевропейских племен, индоевропейцев лингвистически, причем ядро их, «центр кристаллизации» определено в бассейне рек Висла-Буг-Неман, то есть на территории современных Польши, Закарпатья и Западной Белоруссии. Хронологически данный процесс протекает в последние века I-го тысячелетия до н.э. На рубеже Старой и Новой эры это первоначальное славянское «ядро» постепенно расширяется по всем азимутам. Собственный домен образует племя венедов (венеты, венды), сведения о которых мы имеем от римских авторов и даже ранее, едва ли не со времен Гомера. Венеты, оставаясь какой-то своей частью на изначальной родине в Повисленье и Поморье (южный берег Балтики), начинают экспансию в западном направлении – до Рейна, и в южном – вплоть до Адриатики, оставляя по себе память в названии знаменитой Венеции. Готский историк Иордан ставил знак равенства между венедами, антами и «склавинами»-славянами [11]. Об этногегезисе венетов-венедов у Клесова есть своя версия. В [10] он выдвигает научно обоснованные предположения, что гомеровские энеты, вывезенные победителями-ахейцами из Трои, и поселенные затем именно в районе современной Венеции – это и есть венеты периода I-го тысячелетия до н.э. Как бы это ни походило на пересказ мифов и легенд. Но изначально, по Клесову, троянские энеты были выходцами с Русской равнины (мигрантами в Малую Азию) с территории Фатьяновской культуры. Можно сомневаться, но, по крайней мере, красиво!