Размер шрифта
-
+

Открывая СССР - стр. 14

3) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции.

4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс.

Памятник Александру Герцену на Моховой. Скульптор Николай Андреев. Памятник установлен в 1920 году

5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1 мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России.

6) Областные и губернские Совдепы приступают к этому же делу не иначе, как по соглашению с вышеуказанной комиссией.

7) По мере внесения смет и выяснения их практической надобности ассигновываются необходимые суммы.

Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин)
Народные комиссары: Луначарский, Сталин


Конкурсный проект памятника в ознаменование 300-летия дома Романовых. Сергей Власьев. 1912–1913. На врезе – Памятник «Борцам революции» в Александровском саду


Владимир Ленин на открытии памятника Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. 7 ноября 1918


Газета «Известия» от 5 мая 1918 года писала: «Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения великого учителя рабочих, творца теории научного социализма, основатели Интернационала Карла Маркса. Карл Маркс был… рыцарем единого международного ордена революционных борцов за полное освобождение человечества от всех цепей: экономических, политических, умственных и нравственных. Будет время, когда площади человеческих поселений всего мира покроются статуями этого человека… Царствие марксизма еще придет и царствию этому не будет конца».

В июне 1919 года по ленинскому плану монументальной пропаганды был поставлен памятник идеологу анархизма Михаилу Александровичу Бакунину. По проекту скульптора Бориса Королева, Бакунин был увековечен в виде восьмиметровой железобетонной фигуры, исполненной в «кубофутурстической манере». По словам Луначарского, памятник «был до такой степени страшен, что многие говорили, что будто бы даже лошади при виде него кидаются в сторону». Прошло всего несколько месяцев, и 10 февраля 1920 года в газете «Вечерняя Москва» появилась заметка с громким названием «Уберите чучело». Затем появилось распоряжение убрать памятник. И его убрали.

При этом развернувшаяся кампания по созданию памятников прогрессивным с точки зрения большевиков деятелям позволила не только выжить, но и развернуться в своем творчестве обширной плеяде действительно талантливых скульпторов. Ведь за бумажный макет памятника платили по 700 рублей, а за гипсовую модель уже тысячу. Правда, спешно изготовляемые памятники не всегда были долговечными.

Страница 14