Размер шрифта
-
+

Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым

1

Преподобный Варсонофий Великий, ответы 210 и 264.

2

Преподобный Варсонофий Великий, ответ 210.

3

Объяснения, находящиеся наиболее в концах статей, в отличие их от самых статей напечатаны петитом.

4

Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие, ч. 4-я.

5

Святый Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в Лавре преподобного Саввы, собрал все, написанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтобы доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образец действования для составителя Аскетических Опытов. Четьи-Минеи, 4-ое декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.

6

(Patrologie Craecae, Tomus XL, pagina 963 и 964.)

7

Ис. 26, 18.

8

Это мнение Великого Антония, посвященного десницей Божией в тайны мира духов, неудобопонятно для чуждых такого познания. Но Священное Писание свидетельствует, что падший дух любил женщину и убил семь юнош, за которых она поочередно выходила замуж (Тов. 6, 15). Некоторые из падших духов столько преданы плотскому вожделению, что от него заимствовали свой характер: они именуются блудными бесами, в отличие от других бесов, преданных другим страстям.

9

Преподобный Варсонофий Великий, ответ 269.

10

Достопамятные сказания, гл. 37.

11

(Слово 71.)

12

Преподобный Марк Подвижник о законе Духовном, гл. 32.

13

В начале Поучений преподобного аввы Дорофея.

14

Четьи-Минеи, 4 декабря.

15

Делатель золотых и других драгоценных вещей.

16

Четьи-Минеи. Житие преподобного Арсения Великого, мая в 8-й день.

17

Достопамятные сказания, главы 4, 18 и 20.

18

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания.

19

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания.

20

Алфавитный Патерик. Пролог, апреля в 3-й день. – Дмитрий Александрович Шепелев, которого тело покоится в церкви преподобного Сергия в Сергиевской пустыни близ С.-Петербурга, передавал о себе настоятелю этой пустыни, архимандриту Игнатию 1-му, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтобы в чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Тайны – он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее в нем изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны.

21

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания.

22

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания.

23

Исаак Сирский, слово 55, и Достопамятные сказания.

24

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания.

25

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания.

26

Отечник.

27

Лествица. Слово 7.

28

В обширной пустыне Скит были четыре церкви; каждая имела своего иеромонаха, который заведовал принадлежащими к церкви монахами.

29

Готфы были очень крикливы.

30

Прп. Симеон Новый Богослов.

31

Достопамятные сказания.

32

Sancti Epiphanii vita, Patr. Gr. Tom. 416, cap. 1, VIII и IX.

33

Sancti Epiphanii vita, Patr. Gr. Tom. 416, cap. 1, VIII и IX.

34

Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания.

35

Vita, cap. LXIII и LLIV.

36

Здесь разумеется не произвольно греховная жизнь, а признание себя грешником по причине поползновений от немощи своей и злохитрости врага.

37

Слово к инокам от Индии.

38

Лествица. Слово 2.

39

Алфавитный Патерик, буква Е, дополнение к повести об авве Евстафии.

40

Пустынножительство в Скиту основано преподобным Макарием Великим в IV веке, уничтожено магометанами в VII веке.

41

Об одном из них упоминает епископ Аммон в письме к патриарху Александрийскому Феофилу, жившему в IV веке и в начале V-го.

42

Патерик Скитский и Достопамятные сказания, о Пимене Великом, гл. 20.

43

Это усмотрится ясно, когда творения преподобного Исаии сличатся с творениями преподобных Макария Великого и Марка Подвижника; напротив того, между творениями Макария Великого и творениями Марка Подвижника имеется значительное сходство. Второй много заимствовал у первого. В повести Елисея, ученика аввы Исаии, упоминается авва Макарий позднейший, живший в V и VI веках.

44

Слово 8 и слово 27.

45

Ответ 249-й и другие.

46

Еретики феодосиане явились после патриарха Феофила и после Халкидонского Собора. Они отвергли этот Вселенский Собор, созванный в 451 году по Рождестве Христовом.

47

Патерик Скитский.

48

Слово 8, состоящее из изречений аввы Исаии, собранных учениками его.

49

Слово 20.

50

Слово 22.

Страница notes