Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым - стр. 69
13. Ум, прежде нежели воспрянет от сна лености, находится с демонами. Когда же Господь Иисус Христос возбудит его от лености и соделает его способным видеть и рассуждать, – тогда он получает возможность взойти на крест. При этом диавол начинает хулить и произносить непотребные слова в надежде, не ослабеет ли ум, не оставит ли подвига, не обратится ли к прежним лености и бездействию. Образом этим были два разбойника, которых разлучил друг от друга Господь Иисус Христос, распявшись между ними. Один из них хулил Господа, а другой молился Ему и услышал: Днесь со Мною будеши в раю.
14. Он говорил о святом причащении: «Этот дар сочетавает и соединяет нас с Богом. Если так, то где же у нас это соединение? Побеждаясь страстями, гневом, завистью, человекоугодием, тщеславием, ненавистью и другими, мы отстоим далеко от Бога.
15. Желающий истинно безмолвствовать в келлии и не увлекаться внушениями демонскими да устранит себя от всего обычного между человеками: да не порицает и не похваляет никого, да не превозносит правды человеков, да не внимает недостаткам их и да не попустит пребыть в сердце своем жалу памятозлобия на ближнего.
16. Не передавай неразумным таинственного знания, которое тебе открылось, и безумным – стремлений твоего благого произволения: познай самого себя и изучи то, что приносит вред душе твоей.
17. Надеющиеся на свою правду и последующие воле своего падшего естества не возмогут избежать козней демонских, не возмогут стяжать сердечного безмолвия, не возмогут усматривать окрадений, которым подвергаются, а по исшествии из тела затруднительно будет им получить милость от Бога.
18. Венец всех благих деланий состоит в том, чтобы возложить на Бога всю надежду, прибегать к Нему Единому от всего сердца и от всей крепости, быть преисполненным благости во всем, плакать перед Богом и молиться Ему о помощи и помиловании.
19. Он говорил об учении ближних заповедям Божиим: «Откуда могу знать, угоден ли я Богу, чтобы сказать брату: “Поступи так или иначе”. Сам нахожусь еще под игом покаяния по причине грехов моих».
20. Кто пал когда-либо, тот находится под законом покаяния. Он не может успокоиться и перестать от плача, доколе не узнает наверно, что прощен ему грех его.
21. Знамением, что грех прощен, служит то, что он уже не производит никакого действия в сердце твоем и ты забыл о нем до того, что при разговоре ближних о подобных грехах ты не ощущаешь никакого сочувствия к нему, как вполне чуждому тебе. Это значит, что ты помилован.
22. Напротив того, неблагоприятен признак, если сочувствие ко греху продолжает жить в тебе и действовать, а ты небрежешь об этом. Плачь, сокрушайся, болезнуй о таком состоянии, доколе не испросишь милости у Бога.