Размер шрифта
-
+

Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым - стр. 52

(Пс. 103, 24). Кто Бог Велий, яко Бог наш, воздвизаяй от земли нища и от гноища возносяй убога! (Пс. 176, 14; 112, 7). Владыко, Господи! Чудеса Твои и судьбы Твои кто может исповедать? Я, грешник, начал уже погибать; едва не вселилась в ад душа моя!” Евлогий взял воду и умыл ноги мои, по обычаю; предложил и трапезу. По окончании ужина я спросил у него: “Как поживаешь, брат?” Он отвечал мне: “Молись за меня, отец: потому что я – человек грешный, и у меня нет никакого имущества”. Я сказал ему на это: “О, если б ты не имел и того, которое имел!” – “Почему так, авва и владыко? – возразил он. – Разве я чем-нибудь соблазнил тебя?” Тогда поведал яему все случившееся, и мы плакали вместе. Потом он сказал мне: “Молись о мне, чтоб я исправился хотя отныне”. И сказал я ему: “Истинно говорю тебе, брат: не ожидай получить имение большее того, которое имеешь; будешь получать по одной золотой монете на день”. – Это даровал ему Бог на дневное содержание. Вот, чадо, я сказал тебе, как знаю его, а ты не пересказывай этого никому». Ученик сохранил в тайне событие до смерти святого старца. Должно удивляться человеколюбивому смотрению о нас Бога! В короткое время Бог вознес Евлогия на такую высоту и опять смирил его к душевной пользе его. Помолимся и мы, чтоб нам даровано было смириться в страхе Господа нашего Иисуса Христа, чтоб получить милость на Страшном Суде Его молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых.


1. Поведали об авве Диоскоре следующее: он, безмолвствуя в келлии, оплакивал себя. Ученик его жил в другой келлии. Когда ученик приходил к старцу и заставал его плачущим, то спрашивал: «Отец! О чем ты плачешь?» Старец отвечал: «Плачу о грехах моих». Ученик возражал: «Ты не имеешь грехов». Старец отвечал: «Будь уверен, сын мой: если б я видел все грехи мои, то мой собственный плач оказался бы недостаточным; я понуждался бы во многих помощниках, чтоб оплакать их как должно».

2. Авва Диоскор говорил: «Если мы облечемся небесной одеждой, то не окажемся нагими. Если же не будет на нас этого одеяния – что сделается с нами, братия? Мы услышим грозный глас, повелевающий: Возьмите его и ввергните во тьму кромешную (Мф. 20, 13). Обымет нас великий стыд, если мы, носив столько времени святый иноческий образ, окажемся в час нужды не имеющими брачного одеяния. О, как будем тогда раскаиваться!»


Пресвитер Фиваидский Диоскор говорил монахам, находившимся под его руководством: «Подобает монаху вознестись превыше естественного закона, чтобы в нем не обреталось ниже малейшей плотской скверны. Он должен обуздывать плоть свою, не допуская ей излишества в пище. Он должен иссушить плоть свою. В противном случае она будет увлекать его вожделением своим. Монах отнюдь не должен иметь сладострастного вожделения. Он должен быть чужд ощущения мирских людей. Часто видим, что и миряне воздерживаются от пищи для здоровья телесного и по другим причинам: тем более монах должен озаботиться о доставлении духовного здравия уму и сердцу».

Страница 52