Размер шрифта
-
+

Отечественная социальная педагогика - стр. 77

«Таким образом, – говорит Циглер, – Песталоцци указал воспитанию и школе их место в социальном организме и выяснил их основное значение для развития социального духа. Он создал социальную педагогику в то время, когда еще и не было социального вопроса, или правильнее, когда этот вопрос еще не подымался над порогом сознания человечества». <…>

Глава девятая

Дальнейшее развитие идей Песталоцци мы найдем у лучших из его учеников, умевших так же страстно и бескорыстно любить, как и он не теоретически только, а практически быть социальными педагогами, отдавать всего себя делу общественного возрождения. К числу их, прежде всего, должны быть отнесены Фребель, Дистервег и Диттес.

Талантливейшим и глубокомысленейшим последователем Песталоцци был несомненно Фрёбель (1782–1852), известный насадитель «детских садов», оказавший наибольшее влияние на все последующее школьное движение. <…>

Педагогические воззрения Фрёбеля тесно связаны с его философией, выводящей все из закона единства. Философия Фрёбеля трудно поддается краткому и популярному изложению. Некоторую попытку в <…> указании важнейших ее принципов, делает Монро, <…> мы и позволим себе воспользоваться его изложением. <…>

Фундаментальной идеей, которую и положил Фрёбель в основу воспитания, является для него закон единства или связности. Все многообразные явления природы и жизни проникнуты единством. «Во всех вещах живет и царствует вечный закон». <…>

Он пришел к установлению закона Развития, непрестанной эволюции органического мира, того закона, который положен современной наукой в основу объяснения не только разнообразия видов органического мира, но и разнообразия явления общественной жизни. <…> Исходя из закона единства, Фрёбель выдвинул волевую сторону, как основную в человеческой жизни, что сделалось теперь общепринятым воззрением после изысканий Вундта. Опираясь на тот же закон, Фрёбель настаивал на огромнейшем значении изучения природы для правильного развития детей. Отправляясь от того же исходного пункта, он выставил огромной важности социально-педагогический принцип необходимости создать через посредство школы единство между индивидом и человеческим родом, сделать школу ассоциацией для ребенка, где он находит в упрощенной и идеализированной форме все общественные отношения. Закон единства, закон внутренней связности привел, наконец, Фрёбеля к установлению понятия о процессе воспитания, как развитии, и к учению о познавательной эмоциональной и волевой активности.

Воспитание, говорит он, является непрерывной эволюцией,

Страница 77