Отец и сын. Святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский - стр. 13
– Кто же порубил их там? – недоумевали они. – Нас там не было.
Потери новгородцев оказались незначительными – всего с ладожанами полегло двадцать человек.
Великий Новгород встретил своих героев радостным колокольным звоном. Да что Новгород! Вся Русь встрепенулась, узнав о славной победе Александра Ярославича.
– Значит, не перевелись еще храбрые воины! Слава князю, с малою дружиною одолевшему огромное войско!
И светлели лица русичей, и надежда на спасение Отечества озаряла сердца.
Современники после этой победы стали называть молодого князя Александра Невским. Его напор и отвага, смекалка и расчетливость в бою обеспечили победу. Сам облик Александра Ярославича вдохновлял людей на подвиги. «Божие благословение осиявает княжеское чело», – говорили тогда в народе.
Со времени Невской битвы Александр Ярославич стал яркой путеводной звездой, на которую с надеждой стали взирать наши соотечественники.
– Римляне побеждены и посрамлены! – радостно восклицали новгородцы. – Не свей, мурмане, сумь – римляне!
Понятна эта радость. Здесь, на берегах Невы, русские впервые дали грозный отпор Западу, посягнувшему на православный Восток, на Святую Русь.
КРЕСТОНОСЦЫ
В далеком VIII веке от Рождества Христова король франков Пипин Короткий подарил римскому папе часть завоеванной им Италии. С этого времени папы стали обладателями не только духовной, но и светской власти. Подобно иным властителям земли, папы стремились к расширению своего государства, объявляли войны, наказывали мятежные города и провинции, недовольные папской властью. В XI веке Рим откололся от Соборной и Апостольской Церкви. Римские епископы добились значительного перевеса своей власти над светской властью королей и императоров. Особенно при папе Иннокентии III (1198–1210), когда вся Европа была у ног римского понтифика. С благословения пап Западная Европа в XII–XIII веках превратилась в огромный вооруженный лагерь. Римские папы, завоевав в 1204 году Константинополь, жаждали покорить всех восточных христиан, не признававших главенства римского понтифика над Вселенской Церковью!
Восток и Запад одновременно подвергли Святую Русь грозному натиску. Притом – какое сходство в конечных целях!
– Миром обладает один Бог, на небе сияет одно солнце, на земле должен быть один властелин. Все сопротивляющиеся ему оскорбляют небо и должны быть истреблены! – утверждал Чингисхан.
– На небе один Господь, на земле Его наместник! Одно солнце озаряет вселенную и сообщает свой свет другим светилам, один верховный властелин должен быть на земле! – провозглашал в то же время духовный владыка Запада.