Размер шрифта
-
+

От Руси к России - стр. 81

[48].

В том же году в Орде погиб от руки Дмитрия Грозные Очи старший брат Ивана великий князь Юрий Данилович. Похоронили его в Москве с подобающими почестями и с невиданной роскошью.

Узбек осудил поступок Дмитрия Грозные Очи, и 15 сентября 1326 года убийца Юрия Даниловича был казнен. У Ивана Даниловича появился прекрасный шанс стать великим князем. Но хан поступил иначе. Он выдал ярлык на великое княжение Александру Михайловичу, младшему брату казненного в Орде Дмитрия. Этот шаг Узбека не мог примирить Москву с Тверью. Впрочем, справедливости ради необходимо признать, что противоположный ход хана (то есть выдача ярлыка Калите) положительного результата в деле прекращения распри на Руси не дал бы. Ордынским повелителям очень выгодно было поддерживать пожар междоусобицы, не раздувая его до гибельной силы, но не ханы Сарая и Каракорума являлись первопричиной этого страшного зла, обессилившего Русь. Ордынцы лишь умело использовали по сути своей объективный процесс затянувшегося на громадной территории перехода могущественного государства из одного состояния в другое, из одной системы государственного правления, которая существовала в Киевской Руси со времен Рюрика, в новую систему, на пути к которой (централизованному государству) Русь прошла ко времени правления Ивана Калиты лишь две трети пути. Началось это движение, стоит напомнить, в конце XI века, завершилось оно в 1480-1510 годах, когда и распря между князьями рода Рюриковичей закончилась, и сформировались институты новой власти, и Москва усилилась настолько, что даже недоброжелатели и враги не могли представить себе иного города в качестве столицы крепнущей восточноевропейской державы.

На этом сложнейшем вираже истории Ивану Калите в ряду самых разных государственных деятелей принадлежит свое особое место.

Александр Михайлович год правил успешно, о чем говорит в том числе договорная грамота новгородцев, написанная в начале 1327 года. В ней вольнолюбивые горожане признавали Александра законным правителем, делали ему целый ряд уступок. Такое отношение к сыну Михаила, с которым новгородцы, мягко говоря, не нашли общего языка, говорит прежде всего об авторитете и немалых потенциальных возможностях великого князя как руководителя государственного масштаба. Впрочем, ситуация на Руси оказалась такой сложной и напряженной, что Александр в ней растерялся.

Иначе не объяснить случившееся с ним.

В 1327 году в Тверь с небольшим отрядом прибыл посол хана, Шевкал, родственник Узбека, сын печально известного на Руси Дюденя. Целью всех подобных визитов была дань. Александр знал это. Но вдруг до него дошли слухи о том, что ордынцы хотят убить его, а жителей Твери насильно обратить в мусульманскую веру. На Руси издавна бытовала мудрая поговорка: «Дыма без огня не бывает». Но к данному случаю эта древняя мудрость отношения не имеет. Многие ордынские ханы, в том числе и Узбек, лояльно относились к религиям завоеванных ими народов, о чем говорит хотя бы вышеприведенная грамота, данная в Орде митрополиту всея Руси Петру. Убивать Александра в его родном городе, в Твери, было бы равносильно самоубийству: тверичане наверняка, растерзали бы Шевкала и его воинов. Непонятные, странные слухи распространял кто-то явно с провокационными целями.

Страница 81