От племени к империи. Возникновение русского государства и права - стр. 3
Такая структура античного социума не возникла случайным образом. В архаичный период (VIII–VI вв. до н. э.) в Древней Греции также шли процессы монополизации собственности на землю, сопровождавшиеся разорением мелких собственников вплоть до потери ими своих владений и превращения из граждан в рабов. В некоторых греческих городах возникла деспотическая форма правления – тирания.
Траектория движения древнегреческого социума от протодемократии к деспотии была прервана двумя разными путями: а) отменой частной собственности на землю и перевода ее в общественную в Спарте (законы Ликурга); б) аннулированием прежних долгов с земельных наделов, укрепивших частную собственность, и введением максимально возможного размера земельного участка в Афинах (законы Солона). Столь кардинальное различие социального устройства послужило одной из причин постоянного соперничества: союзы греческих полисов, возглавляемые Спартой и Афинами, постоянно вели междоусобные войны.
Это обстоятельство вкупе с нежеланием жителей отдельного полиса поступиться хотя бы толикой своей свободы делало невозможным создание единого греческого государства. Разрозненные полисы-государства не могли создать единого законодательства.
Вместе с тем афинские мыслители впервые разработали философские основы права, провозгласив принципы справедливости, законности и государственного порядка, ввели понятия естественного и позитивного права, они заговорили о государстве как о результате договора людей между собой.
Зато знатные граждане Древнего Рима излишней рефлексией не страдали, а достойными сферами деятельности считали только военную и политическую. В основе древнеримского социума лежали исключительно частнособственнические принципы без всякой примеси спартанского квазисоциализма.
Захват новых земель стал для римлян императивом, обеспечивающим повышение их благосостояния.
Римляне по сравнению с греками больше ценили и культивировали патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, предков и отцов, приоритет общественных интересов перед интересами индивида.
Важным фактором, стабилизирующим римское общество, был так называемый римский миф. Формирование общественно-политической мифологии у римлян началось во время трансформации архаичного общества в античную общину, т. е. в V–III вв. до н. э. Впечатляющий экономический рост, грандиозные военные успехи Рима рождали у квиритов уверенность в превосходстве своего общества и государства, в избранности римского народа. Будучи плодом коллективного творчества сначала жрецов, а затем историков и поэтов, римский миф утверждал представление о Риме как об избранном богами городе, самом справедливом и богобоязненном, уготованном для великой миссии.