От Москвы до Твери. Речное путешествие - стр. 48
Нилово-Столобенская пустынь на озере Селигер
На Тверской земле в наши дни растет число религиозных центров – православных, мусульманских, иудейских и др. В числе религиозных центров и раньше и теперь резко преобладают православные храмы и целые монастырские комплексы. В наши дни в Тверской епархии возрождены или возрождаются многие обители. Из них наиболее известны Нилово-Столобенская пустынь, Благовещенский Бежецкий женский монастырь, Вышне-Волоцкий Казанский женский монастырь, Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь, Вознесенский Оршин женский монастырь, Свято-Екатерининский женский монастырь, Благовещенский женский монастырь, Николаевский Клобуков мужской монастырь, Свято-Ольгинский женский монастырь, Старицкий Успенский мужской монастырь и др.
К началу XX в. на Тверской земле было более 3-х десятков действовавших православных монастырей, причем было фактически равное число мужских и женских обителей. В советский период их число резко сократилось, но с конца XX в. их количество вновь увеличивается и перешагнуло первый десяток, из них 60 % – женские обители. Монастыри были и остаются исключительной важности духовно-религиозными центрами, а также значимыми центрами социального служения, яркими очагами культуры, образования, религиозного искусства. А в прошлом они нередко еще выполняли ответственные военно-оборонительные функции. Монастырские комплексы всегда были и остаются благодатным местом для архитектурно-строительных работ, а в наши дни – еще и масштабной площадкой для ведения ремонтно-реставрационных работ. Жизнь монастырей одновременно проста и крайне сложна. Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания и жизнедеятельности. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу, и никому не позволено его нарушать. Религиозная, социальная, хозяйственная деятельность составляют суть жизни любого монастыря.
В наши дни, когда снова растет число монастырей и численность монашеской братии во всей России, в том числе в Тверской области, пророчески звучат и настраивают на оптимистический созидательный лад слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (А.М. Ридигер, родился в 1929 г., происходит из известного потомственного дворянского рода Санкт-Петербурга): «Российское монашество обретает силу. А значит, выстоит и Россия. Народ, у которого есть вечные, непроходящие ориентиры – непобедим». Кончился период атеистического лихолетья и разрушения России, виден конец страданий народа великой страны, у которой непременно будет счастливое будущее. Русский святой Серафим Саровский (Прохор Мошнин, 1753–1833) пророчествовал: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Абсолютно все пророчества Серафима Саровского сбывались, значит, – сбудется и это. Монашеские, в том числе тверские, обители скромно и внешне незаметно, но результативно способствуют приближению процветания нашей великой Родины – России.