Размер шрифта
-
+

От кетменя до мундира посла. Страницы жизни семьи, республики, страны - стр. 2

Может, главная трудность, которой люди учатся у Истории, сформулирована в горьком вопросе: «Кто же тогда мог знать, что все так обернется?»

Передо мной фотография. Семь человек внимательно смотрит в объектив. Отец с мамой и двумя младшими детьми сидят, трое старших сыновей стоят позади родителей. Одежда чёрно-белых тонов, неброская. Фото с резными краями, сейчас таких нет. Ушедшие в мир иной глядят на нас живыми глазами. Лица родителей выражают сосредоточенность и доброту.


Мама с младшим братом Сергеем, Олег рядом с отцом (внизу). Верхний ряд (слева направо): Улукбек, Тариэл, Автандил. Токтогул, 1959 год.


Биография нашей семьи, мне известна со слов отца: наш дед Бикеев Чыналы, 1855 года рождения, жил в эпоху присоединения Киргизии к России, длившуюся два десятилетия, с 1855 по 1876 годы. Вхождение было не только продолжительным, но и трудным, противоречивым – как мирным, так и насильственным, военным. Это было вызвано стратегически важным геополитическим положением Киргизии, находящейся между Кокандским ханством, Цинской империей и Россией.


Родословное древо (санжыра), составленное отцом Чиналиевым Кожомжаром.


Российские (или имперские) власти прилагали немалые усилия для мирного вовлечения киргизов в состав российского государства. В мае 1864 года начальник Зачуйского отряда полковник М.Черняев рассылает кыргызским манапам письма с предложением установить дружественные отношения. В этом же году, 24 декабря, кыргызское племя саяков подало прошение о принятии племени в российское подданство:

«Прошение манапа о принятии саяк в состав Российской империи.

Прошение манапа племени саяк Рыскулбека

Начальнику Зачуйского отряда М.Г. Черняеву с просьбой о принятии саяков в российское подданство.

Начальнику Ак-Мечети, Туркестана, Чимкента, Пишпека и Токмока.

Свидетельствую свой поклон и прошу следующую просьбу: «Я, Рыскулбек, кочующий между Андижаном и Кетмень-Тюбе и управляющий девятью тысячами кибиток саяковского рода, изъявляю настоящим письмом свое желание вступить в верноподданство Белого царя с управляемым мною народом. Если просьба эта будет принята, Вы сообщите мне о том, что я оставаясь на местах прежних своих кочевок, буду служить государю и вам. Место на Кетмень-Тюбе с давних времен принадлежат мне, и я оттуда никуда не кочую. Сарыбагыши и солто уже (племена киргизов- У.Ч.) 2 года делают мне притеснение и если Вы пришлете мне письмо, то они не посмеют больше притеснять меня.

С подлинным верно, обер-квартирмейстер полковник Бабков».

После вхождения кыргызских земель в состав России были ликвидированы феодальные междоусобицы, домашнее рабство, нанесен сильный удар по пережиткам родового деления. Кыргызы вступили в двадцатый век разрозненными, разобщенными, без собственной государственности. Опыт госстроительства, приобретенный в средние века был утрачен. Кардинальные изменения в судьбе киргизов произошли после установления советской власти.

Страница 2