От картины к фотографии: визуальная культура XIX-XX веков - стр. 14
III. Гранвиль, или Всемирные выставки
Qui, quand le monde entier, de Paris jusqu’en Chine,О divin Saint-Simon, sera dans ta doctrine,L’age d’or doit renaitre avec tout son eclat,Les fleuves rouleront du the, du chocolat;Les moutons tout rotis bondiront dans la plaine,Et les brochets au bleu nageront dans la Seine;Les epinards viendront au monde fricasses,Avec des croutons frits tout au tour concasses.Les arbres produiront des pommes en compotesEt l’on moissonnere des cerricks et des bottes;Il neigera du vin, il pleuvera des pulets,Et du ciel les canards tomberontaux navets.Langle et Vanderbusch. Louis-Bronze et le Saint-Simonien (1832)[46]
Всемирные выставки – это места паломничества к товарному фетишу. «L’Europe s’est deplacepour voir des merchandises»[47], – говорит Тэн в 1855 году. Всемирным выставкам предшествуют национальные промышленные выставки, первая из которых состоялась в 1798 году на Марсовом поле. В ее основе – стремление «развлечь рабочий люд, чтобы она стала праздником его эмансипации». Рабочий человек как клиент находится на переднем плане. Структура индустрии развлечений еще не сформировалась. Народный праздник должен эту структуру создать. Прославляющая индустрию речь Шапталя открывает выставку. Сен-симонисты, планирующие индустриализацию планеты, подхватывают идею всемирных выставок. Шевалье, первый авторитет в новой области, был учеником Энфантина и издателем сен-симонистской газеты «Globe». Сен-симонисты предвидели развитие мировой экономики, но не классовой борьбы. Участвуя в промышленных и коммерческих предприятиях середины века, они были беспомощны в вопросах, касающихся пролетариата. Всемирные выставки высвечивают меновую стоимость товара. Они создают ситуацию, в которой его потребительская стоимость отступает на второй план. Они открывают фантасмагорию, в которую человек вступает, чтобы отдаться развлечению. Индустрия развлечений облегчает его положение, поднимая его на уровень товара. Он вверяет себя ее манипуляциям, наслаждаясь отчуждением от себя самого и от других. Интронизация товара и окружающий его ореол развлечения составляет тайную тему искусства Гранвиля[48]. Этому соответствует диссонанс между его утопическим и его циническим элементом. Его утонченность в изображении мертвых объектов соответствует тому, что Маркс назвал «теологическими ухищрениями» товара[49]. Она находит выражение в specialite – эксклюзивной товарной марке, появляющейся в это время в индустрии предметов роскоши, карандаш Гранвиля превращает всю природу в такой товар. Он изображает их в том же духе, в каком реклама – это слово появляется тоже тогда – начинает представлять свой объект. В конце концов он сходит с ума.