От гвоздики до сандала. Ольфакторная азбука и путеводитель по миру натуральных ароматов - стр. 28
Джон Ланчестер. «Рецепт наслаждения». Пер. П. Щербатюк
Запах непосредственно соотносится с чувственным опытом человека. Словами трудно выразить ощущения от аромата. Если человек никогда сам не чувствовал какого-либо запаха, по описанию он не сможет его узнать. Поэтому, пытаясь говорить о таких многогранных и разнообразных вещах, как запахи, нужно согласовать терминологию.
Создавая аромат для человека, который категорически не любит «сладкие запахи», я всегда предлагаю понюхать действительно сладкий цветочный аромат, с розой, жасмином и иланг-илангом. «Да это же совершенно не сладкий, чудесный запах», – удивляется мой визави. Тем не менее, среди натуральных ароматических экстрактов иланг-иланг-один из самых сладких. Хотя он, конечно, куда менее сахарный, чем большинство синтетических цветочных или мускусных нот.
Всё познается в сравнении. Каштановый мед сладкий или горький? Он слаще сахара? Горше полыни? Для того чтобы дать определение, хорошо бы разобраться в том, точно ли оно отразит суть испытываемых ощущений.
Итак, давайте договоримся о словах, с помощью которых будут описаны ароматы, ведь наши мысли преимущественно облечены в форму слов, и от того, какие слова мы употребим, описывая аромат, часто будет зависеть то, как мы его воспримем.
Как вообще описать словами аромат, если для ольфакторных ощущений слов почти и не придумали?
У нас есть пять органов чувств: обоняние, вкус, слух, тактильная чувствительность и зрение. Соответственно, слова, описывающие что бы то ни было, в том числе и ароматы, апеллируют к какому-либо из них. Именно для обоняния слов придумано чрезвычайно мало. Ольфакторные прилагательные в дефиците – есть только относящиеся к другим органам чувств (исключая «ароматный-зловонный», которые являются скорее оценочными прилагательными). Основной способ описания запахов: «пахнет розой», «пахнет морем» – то есть через называние и ассоциацию с известным носителем запаха. Но нам-то требуется описать сложный, составной аромат… Как же быть?
Можно использовать ассоциативный метод и употреблять метафоры – обращаясь к другим органам чувств и вызывая обонятельные ассоциации. Метод косвенный, именно поэтому возникает много разночтений, но разобраться все-таки можно, так как существуют фундаментальные особенности физиологических механизмов нашего восприятия. Это не те особенности, которые выработались для содействия социальной коммуникации, а те, что существуют на более глубоком уровне и обеспечивают распознавание образов, константность восприятия, ориентацию в пространстве и т. п. Принципы, лежащие в основе таких естественных механизмов, лучше всего изучены применительно к зрению.