Размер шрифта
-
+

От Чернигова до Смоленска. Военная история юго-западного русского порубежья с древнейших времен до ХVII в. - стр. 29

Но каким же образом могла конница степняков проникнуть на лесную Брянщину? Брянская, как Орловская и Черниговская области, находится на границе двух ландшафтных зон – лесостепи и леса. «Островками» степи в лесной зоне являются так называемые ополья, языками врезающиеся в большие лесные массивы. В двух таких опольях – Вара-Судостьском и Стародубском – и встречены наконечники стрел степняков (кстати, здесь же были найдены и наконечники стрел их предшественников скифов). По этим-то степным коридорам и могли пробраться к деревянным стенам славяно-балтских крепостиц конные отряды кочевников. Письменных источников не только по Брянщине, но и по всей лесной России того времени не сохранилось, однако память о сарматах сохранилась в ираноязычных названиях Сев, Сейм, возможно, и в самом названии ближайших соседей алан (потомков сарматов) – славянского племенного союза северов. Рейды в несколько сот километров не могут вызвать удивления, если знать, что одетая в чешуйчатые доспехи-катафракты, закрывавшие все тело, а иногда и коня, сармато-аланская конница проникала из причерноморских степей вместе с ордами гуннов, готов и вандалов во Францию, Испанию, Северную Африку… Но… отношения аланов (ясов или асов русских летописей) со славянами сводились в основном не к войнам, а взаимообогащающим культурным, а с некоторыми их племенами (северянскими) – и военно-политическим контактам. Хорошие отношения со славянами складывались и у тюрок-болгар, причем как на Дунае, куда их часть во главе с ханом Аспарухом ушла в 70-х годах VII века, не желая покоряться хазарам, так и у тех, кто вместе с аланами остался в степях Восточной Европы и вошел в состав Хазарского каганата (салтово-маяцкая культура), так и тех, кто, спасаясь от хазар, ушел на север, в славянские земли Подесенья и даже перенял здесь некоторые славянские обычаи и обряды (погребальные, в частности) – первые носители волынцевской культуры, преемницы болгарской кочевнической – пастырской и антской-пеньковской. Некоторые особенности этой культуры, возникшей на рубеже VII–VIII веков, продолжают сказываться в Подесенье, наряду с местной колочинской, вплоть до начала X века, а в отдельных элементах – до начала XI века. Болгаро-аланы приносят в славянскую воинскую культуру наборные боевые пояса, которые служили не только для привешивания основного оружия этих кочевников – палашей, затем сабель, но и символизировали заслуги воина. «Право на ношение поясов любых составов определялось не экономическим положением воинов и не их возрастом, только военная слава давала воину наивысший ранг», пояса с бляшками имели значение «важнейшего атрибута рыцарского достоинства воина-степняка» (С. А. Плетнева, Г. Ласло). Конечно, уже в конце IX–X веке моду на этот атрибут воинского достоинства перенимают славянские и варяжские дружинники, однако у степняков остается один характерный признак – только у них остается круглая форма бляшек. Именно такая (рис. 11) и была найдена на одном из нескольких роменско-древнерусских селищ в селе Хотылево Брянского района, знаменитом на весь мир своими стоянками древнего каменного века.

Страница 29