От Чернигова до Смоленска. Военная история юго-западного русского порубежья с древнейших времен до ХVII в. - стр. 25
В итоге можно констатировать, что «климовский» шпангенхельм относится к ранним, четырехчастным вариантам типа (рис. 10), скорее всего, византийского производства и какой-то восточногерманской (остроготской, герульской или гепидской) принадлежности. По аналогии с гераклейским экземпляром и шлемами из Монте-Пагано и Торричеллы Пелигны, он мог быть изготовлен в самом конце V – начале VI века нашей эры и принадлежать одному из остготских (остроготских) или, скорее, герульских или гепидских вождей. О «вождеской» их принадлежности косвенно свидетельствует «виноградный» орнамент на оковках многих шпангенхельмов, в христианской символике свидетельствующий о Богоизбранности. Шлем этот имел несимметричный купол, кольчужную бармицу. Позднее в частной коллекции (хранится в школьном музее Добруни) были обнаружен и нащечник, медная позолоченная пластина которого покрыта орнаментом в виде чешуи – полукружий. Степень редкости таких предметов для одного региона, хотя и найденных, по непроверенным данным, в разных его концах, а также совпадения диаметра отверстий на нижней оковке шлема и нащечнике позволяет предположить их принадлежность одному шпангенхельму. Он, скорее всего, был собственностью вождя – христианина, причем неофита, судя по количеству и расположению нанесенных пунсоном крестов на его ребрах, а также позже создания шлема нанесенным буквам «ТФ» в случае их прочтения как аббревиатуры слова «теофания» – «Бог явился», связанного с крещением.
Кроме псалий, подвески к упряжи и деталей шлема, в состав комплекса входят еще две бронзовые пряжки – прямоугольная и овальная, которые могли быть частью как упряжи, так и подбородочного ремня шлема. Впрочем, последнее маловероятно как в силу массивности пряжек, так и их отсутствия у всех остальных шпангенхельмов Европы.
Что же касается времени и обстоятельств попадания этих предметов вооружения и конской упряжи в Климовский и Навлинский районы современной Брянской области, то можно рассмотреть несколько возможных вариантов.
Первый – отдаленные последствия еще готских миграций в Восточной Европе, когда часть германцев двинулась в V веке из Юго-Восточной Прибалтики на Оку и Среднюю Волгу, что привело к образованию там рязано-окской и именьковской культур. Южный фланг этого движения мог проходить и через Подесенье. Слабое место этой гипотезы – предполагаемое движение германцев с запада на восток проходило на несколько десятилетий раньше того времени, которым датируются предметы климовского комплекса.
Второй – обратное движение гуннов и части их германских и аланских подданных и союзников из Паннонии в Восточную Европу после «битвы народов» на Каталаунских полях под Парижем в 451 году, смерти Аттилы в 453-м и сражения при Недао (455 год нашей эры), повлекших распад гуннского каганата. Гунно-германские древности прослеживаются для конца V – начала VI века нашей эры на Верхнем Дону и Северном Кавказе. Дорога туда могла проходить и через Подесенье, а часть «мигрантов» могли подняться от нижней Десны на север, где и окончили свою жизнь в землях венедов, носителей колочинской культуры. «Серия культурных импульсов второй половины V – начала VI века, которые в среднем течении Оки были восприняты населением, уже во многом знакомым с воинской культурой гуннов и их союзников» (И. Р. Ахмедов) могла затронуть и иные регионы Восточной Европы. Однако для шпангенхельма «баденхаймского» типа эти даты слишком ранние, если только тот вождь, что носил этот шлем, не повел свое племя на восток на пятьдесят лет позже.