От царицы Тамары до д’Артаньяна. Путеводитель по мировой истории - стр. 36
Дело в том, что убитый визирь был известен как последовательный суннит и очень строгий преследователь исмаилитов. Лет за десять до того, как его зарезали, он якобы отдал приказ заточить Хасана ибн Саббаха, но тот чудом спасся. Значит, не исключен и элемент личной мести.
С течением времени положение Аламута становилось все более сложным. Крепость находилась внутри враждебного государства сельджуков, которые то и дело ее осаждали. Опереться было не на кого, потому что власть Фатимидов слабела. Наверное, в организации политических убийств Хасан ибн Саббах увидел возможность сохранить свои позиции. Он создал секту, членов которой европейцы в XIII в. с подачи великого венецианского путешественника Марко Поло назвали ассасинами – «курителями гашиша». На самом деле они называли друг друга «фидай» или «фидаи» – «жертвующие собой».
Марко Поло рассказывал, что под руководством Хасана ибн Саббаха находят юношей, прячут в крепости, где они растут в полной изоляции, получая, правда, что-то вроде образования. Однажды им давали гашиш, а когда они впадали в наркотическое опьянение, их переносили в сад, и там прекрасные девы под видом гурий ублажали их. Когда же юноши просыпались, им говорили, что они побывали в раю и вновь попадут туда, когда совершат политическое убийство.
Члены секты старались совершать убийства публично – как правило, на городской площади, близ мечети, чтобы было много свидетелей. Это наводило на всех ужас. Аламута боялись.
Какова же была жизнь внутри крепости, где проживало несколько десятков тысяч человек? Здесь много спорного. В частности, исследователи спорят о том, отменил ли Хасан ибн Саббах в Аламуте сельджукские налоги. Жили в основном военной добычей, которую члены общины делили поровну. Уравнительные тенденции вообще свойственны средневековому сектантству. Вспомним, например, альбигойцев, существовавших во Франции в XIII в. Правда, они были миролюбивы. Лучшие, просветленные представители их движения были уверены, что вера и убийство – несовместимы. Но идея поделить все поровну тоже была. Человечество и в лучших, и не в лучших своих проявлениях идет какими-то поразительно сходными путями.
Старец вел замкнутый образ жизни. Он вообще редко покидал свою келью – иногда лишь выходил на гору – просто убедиться, что кругом есть жизнь. Но семья у него была: и жена, и дети. Самый страшный слух связан именно с ними: оба его сына, по-видимому, были казнены по его приказу. Один – по ложному обвинению в убийстве, другой – за склонность к вину.
Когда Аламут оказался в безнадежной осаде, Хасан ибн Саббах отправил жену с дочерями в другую исмаилитскую крепость Гирдкух. Там они скромно ткали и занимались другой работой. Никаких сокровищ в семье не было. Домой женщины так и не вернулись. Да и вряд ли они особенно рвались в этот мрачный Аламут.