От царицы Тамары до д’Артаньяна. Путеводитель по мировой истории - стр. 23
Восставшие вынуждены были шаг за шагом отступать. Оставленные деревни они буквально выжигали или срывали, чтобы ничего не оставить врагу. Вызывает уважение это отчаянное сопротивление, которое они оказывали все еще сильной Римской империи.
Последним оплотом восставших стала крепость Бетар в Иудейских горах. Сама природа сделала ее фактически неприступной. Осада длилась больше года. В крепости начались голод и болезни, защитники теряли боевой дух. Но все-таки они не сдавались, все еще поддерживаемые мессианскими настроениями. В источниках есть упоминание о том, что Бар-Кохба говорил своему войску: «Сражайтесь, рассчитывая не на Бога, а на себя».
Адриан лично наблюдал за операцией. Даже удивительно, что он придавал такое значение подавлению восстания в маленькой провинции, точке на карте Римской империи.
Вероятно, Адриан был уже готов дать приказ к отступлению, когда некий самаритянин предложил ему свою помощь.
Самаритяне – этническая группа, проживавшая в центре Палестины (запад современной Иордании). Народность возникла от смешения в глубокой древности вавилонских и арамейских колонистов с остатками израильского населения. После возвращения иудеев из вавилонского плена самаритяне основали свой храм на горе Гаризим, около современного Наблуса. Раннее христианство искало пути сближения с ними. Широко известна евангельская притча о добром самаритянине. И сегодня этот народ насчитывает несколько сот человек.
Вполне вероятно, что во времена восстания в Иудее некоторые самаритяне, как и представители других групп населения, были на стороне римлян, потому что уже приспособились к их владычеству и предпочитали вести торговлю под эгидой могучего Рима.
Самаритянин, предложивший римлянам помощь под стенами крепости Бетар, устроил провокацию. Он публично, при большом стечении народа, подошел к самому уважаемому раввину по имени Эльазар а-Модаи – родственнику Бар-Кохбы – и сделал вид, будто что-то шепчет ему на ухо. Суровый Бар-Кохба спросил: «Что он тебе шептал?» Раввин ответил, что этот человек ничего не шептал – он притворялся, а потом куда-то исчез. Бар-Кохба не поверил – и убил родственника, священнослужителя, ударом ноги. После этого крепость пала. Можно объяснять это мистически, а можно тем, что после такого жестокого и бессмысленного поступка в предводителя просто-напросто перестали верить.
Бар-Кохба не был пленен римлянами. По одной из версий, он «внезапно умер». По другой – был убит своими недавними сподвижниками.
Когда Адриану принесли голову Симона Бар-Кохбы, император спросил: кто его убил? Некий самаритянин (может быть, тот же провокатор) заявил, что это он. Адриан пожелал увидеть тело мертвого врага. А на теле была змея. Наверное, это можно толковать как символ коварства и ложной миссии.