Освобождение ислама - стр. 15
– Вы можете выразить свое отношение к суфизму? Можно ли назвать его, например, “мистическим телом ислама”?
– Категорически нет! Я считаю, что суфизм – это девиация, это отклонение от ислама, попытка создать-таки клерикальную касту, не мытьем, так катаньем. Модели все те же самые, ментальность та же самая – это работа с благодатью, “прокручивание” благодати. Это передаточная цепь рукоположения и посвящения от учителя к ученику; это патронажная закрытая система и влияние на правителей. Они говорят, что их задача – это приобретать души владык, то есть контролировать владык, чтобы править, не правя. Это сверхзадача клерикализма – править без всякой ответственности, покупая души владык, через полный контроль. У каждого владыки есть свой духовный мастер. Все это к исламу никакого отношения не имеет. Так же как в иудаизме вавилонские кахины, войдя в религию Моисея, принесли каббалу, принесли свои толкования и т.д., точно так же и суфизм – это прорыв в ислам туземных традиций (влияние гностических сект, индуистские влияния, христианская эзотерика первых веков), которые “контрабандно” пришли в ислам, в мусульманскую терминологию и нашли легитимирующие легенды, оправдывающие их возникновение, – якобы Али или Абу Бакр рукоположили их. Ни Али, ни Абу Бакр никого не рукополагали, никаких шейхов орденов. Они были апостолами, столпами единства мусульманской уммы, в которой все одинаково литургически причастны в поклонении Богу, и никто из халифов, как бы к ним не относиться, не основывал тайные ордена. В исламе нет доктрины обожествления, богочеловечества. Это поповская доктрина, а суфизм контрабандой эту языческую идею перенял.
– В христианстве идея личного спасения является одной из важнейших, и в этом смысле религия – частное дело. Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи. Но если следовать вашей мысли, что религия – не частное дело, то это высказывание Серафима Саровского не имеет смысла для мусульманина?
– Есть такой аят в Коране: “Не может одна душа понести ношу другой, как не может беременная понести бремя другой женщины”. Каждая душа несет свою ношу. Если я спасусь, мое спасение не отразится на других.
– А как выражается идея личного спасения в исламе?
– Идея личного спасения в исламе сформулирована в Священной книге: праведность, следование исламскому пути; праведность – это прежде всего вера в Бога и его ангелов, в Пророка, в воскресение, Страшный суд, рай и ад; это молитва, пост, хадж. Мусульманин должен быть мусульманином внутри и снаружи – в привычках и пристрастиях.