Остров Родос – властелин морей - стр. 6
Самый факт мужеубийства не свойствен только мифу о Данаидах. Он ведет нас скорее к матриархальной борьбе, тесно связанной мифологически с амазонками, и не случайно, что имя одной из дочерей Даная – Гиппе – явно перекликается с именем Гиппии, царицы амазонок, и с Афиной Гиппией. Нам кажется поэтому, что связь легенды о Данаидах с основанием храма Афины не является чистым вымыслов грамматиков, но имеет глубокие основания в идеологии микенского времени». Знаменитая «Паросская хроника», высеченная на мраморе около 264/263 гг. до н. э., относится к этому событию, как к вполне реальному, и датирует его 1510–1514 гг. до н. э.: «После того как построенный Данаем первый пятидесятивесельный корабль приплыл из Египта в Элладу и был назван „пентеконтера“, а дочери Даная… она, Гелика и Архедика, отделившись от прочих, основали на берегу святилище Афины Линдии и совершили жертвоприношение в… Линде на Родосе, а случилось это во время царствования в Афинах Эрихтония, прошло 1242 года». Руины этого святилища можно лицезреть до сих пор, а миф о Данаидах служит прекрасной иллюстрацией многовековых теснейших отношений Родоса с Египтом, материальным свидетельством чего являются многочисленные статуэтки египетских божеств и скарабеев, найденные на раскопках древних родосских городов (особенно замечательна пара антропоморфных скарабеев из археологического музея Родоса – длиной порядка 12 см, они имеют человеческие головы, украшенные длинными волосами и бородами!).
Впрочем, к древнейшим городам Родоса мы вернемся позднее, в исторической части повествования; далее рассмотрим, что еще говорится в мифах о Родосе и его обитателях. Так же, как тельхины и Афина Линдия (о ней – ниже) связывают остров с Критом, те же тельхины и Афродита – с Кипром, а Данаиды – с Египтом, личность Кадма связывает Родос с Финикией. Как известно, финикийский царевич Кадм отправился на розыски своей сестры Европы, похищенной Зевсом, и, придя в Грецию, убил священного змея бога войны Ареса и основал город Фивы. Во время своих странствий в поисках Европы Кадм посетил и Родос (расположенный совсем недалеко от Крита, куда Зевс увез похищенную царевну), где, согласно обету, данному во время жестокой бури, вместе с сопровождавшей его матерью основал храм бога морей Посейдона и оставил при нем некоторых из своих спутников в качестве жрецов. Об этом пишет Диодор, подчеркивая, что письменность к грекам пришла через финикийцев, что практически не оспаривается современной наукой: «На Родос прибыл Кадм, сын Агенора, посланный царем на поиски Европы. Во время путешествия по морю, попав в сильную бурю, он дал обет в случае спасения воздвигнуть святилище Посейдона и, спасшись, основал на острове святилище этого бога, а для присмотра за ним оставил и часть финикийцев. Эти финикийцы смешались с жителями Ялиса, став их согражданами. Говорят, что от них и происходит род жрецов, совершающих священные обряды. Афину Линдию Кадм почтил посвятительными дарами, в числе которых был и великолепный медный котел, изготовленный так, как это было принято в древности. На нем начертана надпись финикийскими письменами, которые, как говорят, тогда и были впервые принесены из Финикии в Элладу». Кроме того, Кадм связывает Родос и с Критом, поскольку знаменитейший критский царь Минос, сын Зевса и Европы, является, таким образом, племянником Кадма.