Размер шрифта
-
+

Осознанность и плюшевый мишка. Вопросы и ответы по укрощению твоего дикого ума - стр. 4

что в уме появится прекрасный свет – нимитта. Вы просто сидите и блаженствуете. Правильная нимитта во время метты прекрасна, на ней легко сосредоточиться, и она ведёт вас к состояниям поглощения, джханам. Во время одного из ретритов сезона дождей я постоянно повторял монахам слова Будды: Sukhino cittam samadhiyati — «От счастья, от блаженства ум становится очень спокойным». От блаженства и счастья метты ум становится невероятно спокойным, а следом просто появляются нимитты и джханы.

Итак, постарайтесь почувствовать резонанс после того, как вы произнесёте: «Пусть все существа будут счастливы и здоровы». Продолжайте повторять эти слова (и обязательно на самом деле подразумевайте это!) и сосредоточьтесь на этих чувствах, пока они не станут очень, очень сильными и самоподдерживающими. Это напоминает то, как вы разводите огонь: для начала вам нужно несколько раз чиркнуть спичкой. Но как только огонь разгорается, дальше он горит сам. Такова и медитация метты, и она очень мощная.

Одна из моих любимых историй о медитации метты – это история о знаменитом тайском монахе лесной традиции. Однажды его путь лежал через джунгли, и под вечер он пришёл в небольшую деревню. Он сказал местному старосте, что хотел бы переночевать в этой деревне. Староста был очень рад появлению лесного монаха. Он распорядился, чтобы вечером жители деревни вышли послушать, как монах рассказывает о Дхамме, а на следующее утро накормили его.

До лекции о Дхамме оставалось ещё пара часов, и монах решил сесть под деревом, чтобы помедитировать. Но уже через пару минут он понял, что сел явно не под то дерево – рядом находился огромный муравейник. Первый муравей прополз по его ступне, забрался выше по ноге и укусил его. Ай! А затем второй, третий, десятый и двадцатый – и каждый из них кусал его! Но он был упорным монахом, поэтому некоторое время он продолжал сидеть там.

Однако не успел он опомниться, как обнаружил, что уже вскочил и удирает оттуда со всех ног. Но он быстро спохватился и подумал: «Я лесной монах. Я не должен был вот так убегать».

Он вернулся назад. Место, где он сидел, буквально кишело тысячами красных муравьёв. Он решил, что снова сядет прямо посреди них. (В наши дни таких монахов уже не делают!) Как только он сел, муравьи вновь начали заползать на него и кусаться, но на этот раз монах сменил объект медитации с дыхания на метту. «Пусть все существа будут счастливы и здоровы, особенно эти красные муравьи. Если вы действительно голодны, то попробуйте мои руки и наешьтесь до отвала!» (На самом деле он этого, конечно, не говорил – это я придумал для красоты истории.) После того как он несколько минут посвятил медитации метты, муравьи перестали его кусать. Они всё ещё ползали по нему и беспокоили, но уже перестали кусаться. Ещё через несколько минут он испытал поразительное ощущение: перестав ползти вверх, муравьи поползли вниз по его телу, пока последний муравей не слез с его ноги. А всё, что он делал, – это дарил любящую доброту всем существам. Это была удивительно глубокая медитация.

Страница 4