Размер шрифта
-
+

Основы теории журналистики. Учебное пособие - стр. 3

В древнегреческих государствах материалом для письма служили глиняные дощечки, на которые после тщательной просушки наносились различные долговые обязательства, хозяйственные записи и т. д. Орудиями для письма были предметы, напоминающие шило. Дощечки хранились во дворцах в специальных деревянных ящиках или в корзинах. Как правило, все эти емкости сортировались по сериям. Столь тщательное и бережное хранение письменных документов неоспоримо указывает на ту важную роль, которую они играли в жизни людей, так как в них содержалась информация о тех или иных материальных ценностях.

Главным изобретением древнегреческой цивилизации в области письменности было создание алфавита. Оно было придумано за 700 лет до Рождества Христова в Греции. «Эта концептуальная технология, – пишет М. Кастельс, – стала основой развития западной философии и науки в том виде, какими мы их знаем сегодня. Она позволила преодолеть разрыв между устной речью и языком, отделив сказанное от говорящего и сделав возможным концептуальный дискурс. Этот исторический поворотный пункт был подготовлен тремя тысячелетиями эволюции устной традиции и неалфавитных форм коммуникации. Греческое общество достигло нового состояния мышления, “алфавитного мышления”, вызвавшего в человеческой коммуникации качественные изменения»[5].

Появление алфавита, безусловно, приходится на эпоху развитой письменности. Благодаря именно этому открытию развиваются различные виды письменных текстов: граффити, album, наконец, римская протогазета. О чем говорят эти новые формы коммуникации?

За счет новых форм письменной коммуникации можно было обратиться не только к отдельному адресату, а к массам. К одной из таких форм можно отнести граффити, которые процарапывались гражданами на стенах домов, храмов, портиках и пр. Такие надписи содержали самую разнообразную информацию: это могли быть мнения, призывы, заявления о себе, самореклама, соображения по поводу тех или иных событий и т. д. Как правило, все эти сообщения не имели общезначимого характера, хотя и были рассчитаны на массовое прочтение. Главным документальным свидетельством наличия граффити являются, по мнению ученых, надписи, которые были сняты археологами и историками культуры со стен Помпей[6]. Исследователи отмечают, что «граффити представляют собой синкретичные образования, поскольку среди них встречаются как рекламные тексты, несущие профессиональные следы типичных объявлений, так и надписи, которые к объявлению не имеют прямого отношения. Это могут быть лирические раздумья, строфа стихотворения, объяснение в любви. Представляется, что граффити – это форма личностной саморекламы»

Страница 3