Основы телесной диагностики в психотерапии - стр. 11
Рис. 1. Зародышевые листки.
Анатомически зародышевые листки развиваются одинаково, но в течение жизни у каждого человека по-разному происходит психическая акцентуация на одном из листков. В зависимости от акцентуации формируется телесная конституция и структура личности.
Зрительно ее можно представить в виде дома. Листки подобны этажам здания: подвал, жилая зона и крыша. Особенности психики зависят от того, как человек обустраивает эти этажи, как обживает и заселяет их. На чем был сделан акцент при строительстве дома, так и у человека наиболее ярко проявляются те или иные черты его конституции.
Среди различных типологий я выбрал ту, которая описывает прежде всего связь физиологии, телесных процессов и психики – типы конституций по Шелдону:
Эктоморф – предпочитает интеллектуальную работу, имеет активную нервную систему, часто повышенную тревожность. Акцент на идеях, убеждениях.
Мезоморф – предпочитает движение и действие, больше получает удовольствия от взаимодействия в активности и эмоциях. Телосложение атлетическое, межреберный угол равен 90 градусов.
Эндоморф – предпочитает комфорт, уют, близкое окружение, делает акцент на чувствах и удовлетворении своих потребностей. Телесно выглядит крупным, легко набирает вес. Грудная клетка как бы приподнята, межреберный угол (апертура) больше 90 градусов. Конечности относительно тела кажутся короткими, внешне такой тип выглядит приземистым и кряжистым. Наиболее вынослив в длительных физических нагрузках, эталонный пример в спорте – штангист.
Рис. 2 Внешность эктоморфа, мезоморфа, эндоморфа.
Существует много подобных типологизаций. Вот наиболее признанные из них:
Кречмер: Атлетик, Пикник, Астеник.
Башкиров: Долихоморфный, Мезоморфный, Брахиморфный.
Черноруцкий: Астеник, Нормостеник, Гиперстеник.
С. Шелдон: Эктоморф, Мезоморф, Эндоморф.
Глава 2. Базовые зоны
Чтобы легче понимать и систематизировать последующий материал, опишу телесную диагностику на примере Пигмалиона и Галатеи, героев греческого мифа. Напомню сюжет: скульптор Пигмалион изваял статую столь совершенную, что она, Галатея, в конце концов ожила.
Как работает скульптор? Сначала он получает мрамор в виде блоков. Огромные куски сырого материала он ставит друг на друга либо кладет рядом, определяя, как расположится фигура, где будут верх и низ.
Вторым этапом от глыб мрамора отсекается все лишнее, и проявляется собственно скульптура: голова с лицом, грудь, спина, руки, ноги и тд.
Когда статуя доведена до совершенства, остается только вдохнуть в неё жизнь. Об этом Пигмалион просит богов, и статуя оживает. В оригинальном сюжете они живут долго и счастливо, но сейчас не об этом.