Основы социальной политики - стр. 24
Для того чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу к определенным категориям права и политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически и административно, в том числе и через властное принуждение. Поэтому в демократическом правовом государстве социальная политика концептуализируется в категориях социальных прав и гарантий.
Социальные права – это юридически признанные государством социальные возможности граждан, а социальные гарантии – это обязательные для государства субъективные права граждан. Иначе говоря, социальные гарантии есть реализованные социальные права, так как они обеспечены существующими государственными ресурсами и государство обязано их направить на стабилизацию определенных отношений социальной сферы. Для социально уязвимых категорий населения социальные гарантии являются, по сути дела, основой жизнедеятельности не только в экономическом, но и политическом планах.
Необходимость социальной политики возникает тогда, когда существует угроза обострения социального вопроса в обществе, то есть появления больших социальных групп с нисходящей мобильностью и потерей своего статуса в обществе. Современная социология называет такие группы низкостатусными, социально уязвимыми или социальными сиротами.
Обратимся к истории. Создание крупных заводов и фабрик в середине XIX века потребовало концентрации в городах индивидов, продающих единственную свою собственность – способность к труду, то есть рабочую силу, и получающих взамен все, что необходимо для жизни – жилье, пищу и т. д. Не имеющие никакой собственности они были лишены человеческого достоинства в глазах буржуазии и именно поэтому могли быть подвергнуты беспощадной эксплуатации. Обнищание и пауперизм, так ярко раскрытые К. Марксом, в свою очередь вызвали классовую борьбу за утверждение справедливости и человеческого достоинства людей наемного труда. Поскольку граждан-собственни-ков становилось все меньше, а работников наемного труда все больше, постольку общество, чтобы избежать полного саморазрушения, было вынуждено отказаться от идеи «государства – ночного сторожа», которое не вмешивается ни в жизнь общества, ни человека, и начать вырабатывать активную социальную политику, что в конечном счете привело к возникновению нового типа государства, который в научной литературе получил название «социальное государство».